Христианский духовный опыт и современная психология
Стало общепринятым местом, что современная психология находится в кризисе. Все чаще говорят и пишут о том, что психологии нужна помощь извне. Но дальше мнения расходятся, и разные авторы ищут эту помощь в различных источниках: социологии, философии, методологии, культурологии и т. д.
На Западе все чаще, с этой же целью, обращаются к мистике, оккультизму, различным "духовным учениям". Вместо всего этого, как нам думается, было бы уместнее обратиться именно к христианству, с его многовековой традицией изучения души и заботой о ней. Что же может дать православие современной психологии?
В первую очередь, это аксиологический, смысловой подход, который психология, увы, уже утеряла. Современные психологи, фактически, как узкие технари задумываются только над вопросом "как" что-то сделать, а важнейший вопрос "зачем" вообще остается вне поля их зрения. В современной психологии прослеживается настоящая идея фикс "развития". Мы до сих пор не знаем достаточно полно и целостно законы функционирования психических явлений (особенно в их взаимодействии друг с другом), зато "развиваем" их всеми доступными способами.
Но что же может быть негативного в развитии, например, органов чувств? – Из-за ограниченности места, остановимся именно на анализе этого случая.
Ни для кого не секрет, что путь к "ясновидению" у многочисленных современных магов, колдунов и контактеров начинался именно с работы с органами чувств. Поэтому нет ничего необычного, что разные псевдодуховные учения так настоятельно рекомендуют развивать внешние чувства для восприятия "тонких миров". В полной мере это относится и к многим психологическим направлениям, также развивающим органы чувств.
Так, к примеру, по личному утверждению основателей Нейро-лингвистического программирования, Р. Бэндлера и Д. Гриндера, через развитие обычных сенсорных модальностей они хотят обнаружить экстрасенсорные каналы восприятия информации, и этой цели они уже посвящают специальную исследовательскую программу (Бэндлер Р., Гриндер Д. Наведение транса. М., 1995, с.264). Таким образом, казалось бы совершенно безобидное совершенствование сенсорики направлено к экстрасенсорным эффектам, которые с научной точки зрения абсолютно не научны, а с христианской точки зрения – духовно опасны.
В православной традиции органам чувств уделялось довольно много внимания, но при этом направленность работы с ними была абсолютно иная. Признавая важность сенсорики, она применяет по отношению к ней ограничительную стратегию. По православному учению сенсорика входит в общую структуру души в качестве нижнего, зависимого звена. Поэтому, с этой точки зрения, органам чувств необходимо не внешнее развитие, а, наоборот, работу органов чувств необходимо соотносить с остальными силами души и, главное, контролировать, что является важной задачей каждого христианина: "Владение пятью чувствами будто есть очень простое дело; но я тебе скажу, что кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всею вселенною и над всем что в ней" (Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. – Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993, с.68).
Но при использовании христианского опыта по охранению органов чувств важно избегать и излишнего упрощения, и ненужного максимализма. Не законопачивать наглухо уши и глаза предлагают святые отцы православной церкви. Главную их идею, переводя на современный язык, можно выразить так: нужно учиться контролировать процесс восприятия информации, необходимо быть при этом сознательными и избирательными.
И христианский подход с его здоровой, охранительной идеей здесь будет, безусловно, как нельзя уместен. Кстати, эта охранительная идея не помешала бы и в отношении других психических явлений: мышления, памяти, воли, и, особенно, эмоций, воображения и фантазии.
В конечном итоге можно обоснованно утверждать (Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб., 2007), что христианство предлагает свои ответы на многие важные вопросы современной академической психологии. И эти ответы, как нам кажется, могли бы психологией учитываться и использоваться.
На Западе все чаще, с этой же целью, обращаются к мистике, оккультизму, различным "духовным учениям". Вместо всего этого, как нам думается, было бы уместнее обратиться именно к христианству, с его многовековой традицией изучения души и заботой о ней. Что же может дать православие современной психологии?
В первую очередь, это аксиологический, смысловой подход, который психология, увы, уже утеряла. Современные психологи, фактически, как узкие технари задумываются только над вопросом "как" что-то сделать, а важнейший вопрос "зачем" вообще остается вне поля их зрения. В современной психологии прослеживается настоящая идея фикс "развития". Мы до сих пор не знаем достаточно полно и целостно законы функционирования психических явлений (особенно в их взаимодействии друг с другом), зато "развиваем" их всеми доступными способами.
Но что же может быть негативного в развитии, например, органов чувств? – Из-за ограниченности места, остановимся именно на анализе этого случая.
Ни для кого не секрет, что путь к "ясновидению" у многочисленных современных магов, колдунов и контактеров начинался именно с работы с органами чувств. Поэтому нет ничего необычного, что разные псевдодуховные учения так настоятельно рекомендуют развивать внешние чувства для восприятия "тонких миров". В полной мере это относится и к многим психологическим направлениям, также развивающим органы чувств.
Так, к примеру, по личному утверждению основателей Нейро-лингвистического программирования, Р. Бэндлера и Д. Гриндера, через развитие обычных сенсорных модальностей они хотят обнаружить экстрасенсорные каналы восприятия информации, и этой цели они уже посвящают специальную исследовательскую программу (Бэндлер Р., Гриндер Д. Наведение транса. М., 1995, с.264). Таким образом, казалось бы совершенно безобидное совершенствование сенсорики направлено к экстрасенсорным эффектам, которые с научной точки зрения абсолютно не научны, а с христианской точки зрения – духовно опасны.
В православной традиции органам чувств уделялось довольно много внимания, но при этом направленность работы с ними была абсолютно иная. Признавая важность сенсорики, она применяет по отношению к ней ограничительную стратегию. По православному учению сенсорика входит в общую структуру души в качестве нижнего, зависимого звена. Поэтому, с этой точки зрения, органам чувств необходимо не внешнее развитие, а, наоборот, работу органов чувств необходимо соотносить с остальными силами души и, главное, контролировать, что является важной задачей каждого христианина: "Владение пятью чувствами будто есть очень простое дело; но я тебе скажу, что кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всею вселенною и над всем что в ней" (Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. – Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993, с.68).
Но при использовании христианского опыта по охранению органов чувств важно избегать и излишнего упрощения, и ненужного максимализма. Не законопачивать наглухо уши и глаза предлагают святые отцы православной церкви. Главную их идею, переводя на современный язык, можно выразить так: нужно учиться контролировать процесс восприятия информации, необходимо быть при этом сознательными и избирательными.
И христианский подход с его здоровой, охранительной идеей здесь будет, безусловно, как нельзя уместен. Кстати, эта охранительная идея не помешала бы и в отношении других психических явлений: мышления, памяти, воли, и, особенно, эмоций, воображения и фантазии.
В конечном итоге можно обоснованно утверждать (Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб., 2007), что христианство предлагает свои ответы на многие важные вопросы современной академической психологии. И эти ответы, как нам кажется, могли бы психологией учитываться и использоваться.
Отзывы и комментарии