Когда праздновать Пасху?
Расхождение между датами православной Пасхи и католической распределяется следующим образом: западная Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, 5% - разница в 4 недели, и 20% - разница в 5 недель (больше лунного цикла). В 2015 году дата Пасхи Христовой — 5 апреля у католиков и 12 апреля у православных христиан.
А почему? Или кто-то празднует Пасху неправильно? История этого праздника насчитывает не одно тысячелетие, и изложить всю информацию в небольшой статье архисложно. Однако попробую. Истоки
Праздник Пасхи пришел из Ветхого Завета. У иудеев в году есть три крупных праздника: Песах, Шавуот и Суккот. Эти праздники памятуют три этапа исхода еврейского народа из Египта. Песах знаменует свободу, связанную собственно с исходом, Шавуот придает свободе духовное значение, отмечая явление Торы на горе Синай, а Суккот подчеркивает, что настоящая защищенность возможна только в Божьем присутствии, и с этой целью отмечает странствие евреев через пустыню к Земле Обетованной.
Согласно Библии, Иисус Христос во время своей земной жизни принимал участие в иудейских праздниках (Ин. 2, 13−25; 5, 1−47) и Его примеру следовали апостолы после Вознесения (Деян. 2, 1; 20, 16). Поэтому самым древним литургическим обычаем было совершение христианами Пасхи в день 14 нисана, т. е. в тот же самый день, когда иудеи совершали свой праздник. Календари
Иудейский. Древние израильтяне, разрабатывая свой календарь, основывали его главным образом на движении луны. Луне требуется приблизительно 29,5 дней, чтобы обернуться вокруг Земли. Именно начало появления луны на небе, новой луны, и указывает на начало нового месяца для евреев. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался високосный год продолжительностью в 384 дня.
В древнем Израиле на тридцатый день месяца в Иерусалиме собирался Синедрион, великий законодательный суд, и ожидал прихода двух надежных свидетелей, которые лично заверят, что сами видели на небе молодой месяц. После чего Синедрион объявлял этот день днем новолуния, Рош Ходеш (голова луны). При Галлеле 2, патриархе Палестинского иудейства, был выработан постоянно действующий календарь. Он основан на 19-летнем лунно-солнечном цикле, предложенным астрономом древности Метоном в 432 г. до н.э. Високосные годы в нем располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.
Юлианский. Римский император Юлий Цезарь ввел в употребление 1 января 45 г. до н.э. получивший название по его имени юлианский календарь. За основу был взят Египетский календарь, с постоянным годом в 365 дней, плюс использование системы високосных дней, добавляемых каждые 4 года. Неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25−365,2422)=128).
Григорианский. В 1582 г. при Римском папе Григории 13 было предложено усложнить систему вставки високосных дней. В течение 400 лет их количество уменьшалось на 3, т. е. 100, 200 и 300 годы каждого четырехсотлетия не были високосными, 400 же год оставался високосным. Ошибка такого календаря составляет 1 день за 3333 г. (365+97/400=365,2425; 1/(365,2425−365,2422)=3333). В настоящее время разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней, и она увеличится до 14 дней в 2100 г., который по юлианскому календарю будет високосным, а по григорианскому — простым.
Новоюлианский. В 1923 г., когда в Константинополе состоялось совещание Православных Церквей, его участники утвердили исправленный юлианский, или т.н. «новоюлианский» календарь. Он имеет период в 900 лет, в течение которых число високосных лет уменьшается на 7. Продолжительность такого года составляет 365+218/900=365,24222, т. е. ошибка в 1 день в нем будет накапливаться по истечении более чем 40 000 лет.
Пасхалии
После того как в 344 г. был введен общеобязательный иудейский календарь, возникла проблема: иудейский праздник, вычисленный по новому иудейскому календарю, случался время от времени раньше весеннего равноденствия. Чтобы исключить такую ситуацию, две основные христианские кафедры — Рим и Александрия — начали независимо друг от друга составлять собственные пасхальные таблицы (пасхалии). В их основу были положены астрономические данные той эпохи.
Римская и Александрийская пасхалии были основаны на принципе, согласно которому Пасха должна совершаться в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Разница заключалась в дате весеннего равноденствия (18 и 21 марта в Риме и Александрии соответственно), цикле, который лежал в основании пасхалии (8- и 19-летний цикл), и пасхальных границах, т. е. предельных датах празднования Пасхи. Поэтому она могла совершаться на Западе в промежуток времени с 20 марта по 21 апреля, а на Востоке — с 22 марта по 25 апреля.
На первый взгляд эти расхождения являются несущественными, однако на практике они были очень ощутимыми. Так, уже через год после 1-го Вселенского Собора, утвердившего это правило, Александрия и Рим совершали Пасху в разные дни: 3 и 10 апреля соответственно.
Папская булла «Inter gravissimas» о введении григорианского календаря была адресована только католическим правителям Европы, в ней не упоминались ни православные, ни протестанты, на которых эти постановления не распространялись. Поэтому Католическая Церковь отмечает Пасху по Римской пасхалии и григорианскому календарю.
В основании практики празднования Пасхи Православной Церковью лежит официальное постановление Московского Совещания Православных Церквей 1948 г., согласно которому все православные должны совершать Пасху по александрийской пасхалии и юлианскому календарю (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, совершающая Пасху согласно григорианской пасхалии).
Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями — 13 дней в 21-м веке. Но каким бы ни было это расхождение, дух праздника живет в душе каждого христианина, независимо от принадлежности к конфессии (католик, православный или протестант).
По слову свт. Мелитона Сардийского, заклание ветхозаветного беспорочного агнца сделалось спасением Израиля, и смерть его стала жизнью народа. Такую Жертву принес Иисус Христос на Голгофском Кресте. Он добровольно отдал себя на страдание за спасение человечества. Своим страданием Он искупил человеческий род от греховного проклятия и власти смерти.