Какие существуют «пасхальные» заблуждения? Да не вполне христианские...
С весной наступила и череда весенних праздников. Раньше это были праздники светские, теперь всё больше религиозные. Как раньше ждали и отмечали Первомай, так теперь Пасху и целый ряд не столь крупных, но чтимых в народе праздников. Но сейчас речь не о самих праздниках.
Давайте попробуем понять, что из обрядового антуража праздников (и не только) — в самом деле христианское, что является наследием язычества, а что просто народным поверьем.
Например, обычай в Пасхальные дни бывать на кладбище. На православных сайтах я встречал «разъяснение»: для поминовения есть отдельный день — Радуницы. Всё так, вот только Радуницы — тоже праздник совсем не христианский. Потому что обряды, связанные с культом умерших, вообще христианскими не являются. В основном (если не всё), это наследие язычества.
Впрочем, с этим обрядом церковь не слишком борется. Как и с более известным языческим наследием — Масленицей. О которой хотя бы говорится, что она изначально не христианская. Радуницы же, выходит, хотя бы условно христианскими признаются?
Какие действия принято совершать на кладбище, кроме чисто хозяйственных: прибраться, поправить ограду, положить цветы? На или у могил оставляют рюмку водки, пасхальные яйца, крошат хлеб или кулич «для птичек». Те, конечно, склюют — но почему не оставляют, допустим, молока кошкам? Тех же крошек — мышкам?
Предположу «очевидный» ответ: птицы — «небесные» создания, к небу ближе. И вообще, «так принято»! Ещё добавят: мол, «не нами». То есть не нам и менять.
Ну, с последним спорить глупо. Принято. И точно не нами. Не христианами. В христианской картине мира птицы, конечно, соотносятся с Небесами. В образе голубя — Святого Духа. Но к поминовению умерших это никаким боком не относится.
Все в курсе, что на поминках принято ставить на стол рюмку водки и какую-то (обычно кусок чёрного хлеба) еду для покойного? А кто задумывался — почему и зачем? К чему еда покойному-христианину? Чья душа, как мы верим, на небесах? Аль мы древние египтяне какие?
Нет, конечно. Мы славяне… по крайней мере, частично. И истоки этого обряда — в языческом прошлом. В дни поминовения ушедших предков не просто вспоминали. Их в буквальном смысле встречали как невидимых, но совершенно реальных гостей. Угощение здесь вполне уместно!
И птицы в этой картине мира — не символ, а вполне реальный посредник между мирами. Или — воплощения (повторю: реальное воплощение, не символ!) душ умерших. Не удивительно! Птица и живёт между небом и землёй!
Значение культа предков было столь велико, что даже христианство не изжило его, а придало приемлемые формы. Неспроста похороны, поминки, родительские дни сопровождаются неизменной трапезой, древней тризной. С теперь уже символической порцией для умершего, с насыпанием крошек на могилу — угощением для ушедших в иной мир.
А птицы-души… стали «просто птичками». Поменялась трактовка.
Предвижу ворчание некоторых читателей: мол, всё христианство загубило нашу исконную культуру. Да, так и есть. Только не в одном христианстве дело. Оно и было не везде, и возникло, когда миф давно стал преданием. А то и сказкой. Просто в силу естественного прогресса. Развиваются представления о мире, и человек начинает задавать вопросы. Начинает сомневаться. А миф есть лишь там, где им живут.
Сам же ритуал, изменившись и упростившись, сохранился, органично вписавшись в христианскую действительность.