Как встречали Вербное воскресенье на Руси? Традиции и обряды

Одним из весенних праздников, почитаемых христианами, является Вербная неделя. Отмечают её в шестую неделю Великого поста. Она также называется Цветной.

Верба — одно из деревьев, которое прежде других расцветает в наших краях. Ей издревле приписывались целебные, и даже волшебные свойства. Она способна уберечь от бесов, происков злых людей, всяких бед и несчастий. Освящённую вербу принято было хранить целый год перед иконой. Как отмечал русский этнограф конца XIX века Е. В. Аничков, в некоторых городах вербу было принято украшать бумажными цветами и лентами.

Верба воспринималась как священный предмет ещё с языческих времен. Считалось, что здоровое расцветающее дерево должно было передать своё здоровье, силу, красоту человеку или животному. Этот ритуал существует у многих народов мира. Исполнялся он, как правило, весной, когда деревья наливались соками и расцветали. По поверью, дерево, набравшееся сил, могло передать их другим. Освящённой вербой со словами «Верба хлёст, бей до слёз» ударяли всех домочадцев, особенно детей. Смысл этого действа становится ясен, если знаешь украинскую приговорку:

Будь великий, как верба, А здоровый, как вода, А богатый, как земля.

Вербой стегали домашнюю скотину, чтобы уберечь её от болезней. Кроме того освящённую вербу было принято втыкать в крышу и двери хлева. Ей приписывали чудесное свойство повышать урожайность земли, с этой целью ветки вербы раскидывали по полю.

Считалось также, что освящённая верба — оберег от всех болезней. Ещё этнограф прошлого века П. Чубинский в своих наблюдениях описывал, как веточкой вербы окуривали недужных, чтобы снять лихорадку. Веточку вербы также клали в воду, в которой купали больное дитя. Считалось, что в дом, в котором есть верба, никогда не попадёт молния.

Каждому дню Вербной недели присоединялось определение «вербный»: Вербный понедельник, Вербный вторник и т. д. Особенно же значимо среди всех дней недели воскресенье — Вербное воскресенье, так называли его в народном быту. Христианская церковь отмечает этот день с IV века как ещё один двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Праздник этот посвящён въезду Иисуса Христа на ослике в Иерусалим, жители которого встречали Сына Божьего приветственными возгласами и, в знак особого почитания, бросали к Его ногам пальмовые ветви.

Далее в Евангелии предсказывается, что не пройдет и недели, как эта восторженная толпа преобразится и вместо молитвенного «Осанна!» (от древнееврейского «Помоги нам») будет кричать: «Распни его!» Но всё это ещё только будет, а пока Иисус Христос торжественно вступает в Иерусалим, и весь христианский мир отмечает это радостное событие праздником.

В России, как известно, пальмы не растут. С древних времен их функцию успешно выполняют распустившиеся к этому времени вербы, столь почитаемые восточными славянами.

У русских этот праздник стал известен, по-видимому, с XVI века. Готовясь к нему, сами монархи, так же как и простолюдины, ходили ломать вербу на берега реки Неглинной, чтобы подстелить русские вайи (так называли ветви растений) под ноги Иисусу.

Вплоть до царствования Петра I в «навечерие» праздника Входа Господня в Иерусалим совершался крестный ход с ветвями, а патриарх во всём облачении в подражание Иисусу Христу шествовал на осле или на коне, наряженном в виде осла, впереди процессии по Красной площади от Лобного места до Успенского собора и обратно. Патриарха сопровождали духовные особы, царь и бояре. Это действо сопровождалось пением и, украшенное ветками вербы и большим деревом, обвешанным фруктами и овощами, происходило на глазах у многотысячной толпы.

Однако обряд этот просуществовал на Руси не слишком долго. Российский патриарх Иоаким на созванном им соборе 1678 года подвергнул рассмотрению обряд шествия на осляти и, не найдя ни церковного положения о его соблюдении, ни известия о начале его введения в России, признал его нововведением, вошедшим в «смутные времена», и наложил ограничения на его исполнение. Поскольку обряд уже успел укорениться в столице, его там оставили, но запретили подражать ему всем архиереям по провинциальным городам, где этот обычай только начал распространяться. Император Пётр I вместе с уничтожением самого патриаршества и вовсе прекратил совершение этого обряда в России.

На Западе же и Востоке этот обряд был известен с древнейших времен: так, при византийском дворе, например, помимо шествия на осле, в этот день раздавались золотые монеты и подарки, называемые, как и сам праздник, Вайя.

Но осталось воспоминание в виде гуляний на Красной площади. В память об обряде вплоть до конца XIX века у Лобного места продавались ветки вербы с искусственными цветами и плодами, а также херувимы. Вся Красная площадь превращалась тогда в движущийся вертоград, как раньше называли сад, куда утром привозили детей за праздничными покупками, а вечером начиналось катание в экипажах вокруг Кремля, введённое, по мнению историков, во времена царствования Анны Иоанновны.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: