Гефест - божественный кузнец. Как ему жилось?

В первой песне «Илиады» великий слепец Гомер говорит об одном из богов — Гефесте (у греков его зовут Гефест, у римлян — Вулкан): «знаменитый хромец обеногий» (то есть хромающий на обе ноги) строил дома богам! Хотя совершенно непонятно, зачем богам дома? Но не верить Гомеру…

После того же, как солнца сияющий свет закатился,Спать бессмертные боги отправились, — в дом к себе каждый,В те места, где Гефест, знаменитый хромец обеногий,Им построил дома с великим умом и искусством.

Откуда взялся у богов такой умелец? По легенде Гефест был рожден супругой Зевса, которую звали Гера, она — богиня земли. Древние авторы Псевдо-Аполлодор и Павсаний рассказали, что родители не любили кровного сына: мама Гера от него отказалась, а папа Зевс по отношению к сыну показал себя вообще злодеем — он скинул его с небес. Перелом обеих ног — отцовский подарок!

Как Гефест вырос таким умельцем — непонятно, но он был не только умелым строителем, но и великолепным кузнецом. Сам Зевс получил от него кованую молнию. Это свое умение Гефест использовал не только для того, чтобы обеспечивать героев Эллады и богов Олимпа оружием и доспехами (на картинах показаны детали воинского снаряжения его работы), но и для мести — хитроумной и коварной — своим обидчикам.

Павсаний в «Описании Эллады» пишет о подарке Гефеста своей неласковой мамочке Гере. Это был золотой трон с секретом: она села на него — и оказалась связанной. И никто не мог ее освободить! Даром, что все — боги!

Тем не менее олимпийцы пытались устроить личную жизнь хромоножки: нашли ему жену — Майю, старшую дочь Атласа (титана, который держит на себе небо).

Бартоломемус Спрангер, Вулкан и Майя. На этой картине, написанной в 1585 году, супружеская пара наслаждается друг другом. Справа в нижнем углу — спутники Вулкана: кованый шлем (образец его искусства), молоток, чуть выше видна деталь металлического панцыря. У ног лежит полный рог изобилия — символ благополучной жизни. (Справедливости ради следует отметить: левая рука Майи выглядит непропорционально полной).

И жили бы они долго и счастливо, но — она изменила ему с Зевсом, с отцом молодого мужа!!! Гефест утешился: выпросил у Зевса в жены Венеру (Афродиту).

Бартоломеус Спрангер, «Венера и Вулкан». Молодая, стройная, красивая женщина (надо полагать, Венера) отрывает нестарого мужчину от занятий — он опиливает наконечник копья. На заднем плане слева — кузница, похоже, куют латы. На верстаке перед Вулканом — кронциркуль, зубило, богато отделанный шлем. И на переднем плане — Эрот с луком в левой руке и стрелой в правой. Он что-то говорит Вулкану, наверное, уговаривает отложить все дела ради молодой жены. (Картина была написана через двадцать пять лет после первой. Кто знает, может быть, Гефест на самом деле сочетался вторым браком через двадцать пять лет?)

И был бы Гефест счастлив, если бы Венера не была Венерой: она изменила ему с Марсом — богом войны.

Как об этом узнал Гефест? Ему сообщил об этом солнечный бог Феб (Аполлон):

…любодейство Венеры и МарсаСолнечный бог увидал. Из богов все видит он первым!Виденным был удручен и Юноной (латинская Юнона и греческая Гера — одна и та же богиня — Б.Р.) рожденному мужуБрачные плутни четы показал и место их плутен. (Овидий, «Метаморфозы», кн. 4, 170).

Между прочим, местом плутен была супружеская кровать Гефеста и Венеры, не нужно было далеко бежать, чтобы проучить любовников.

Бартоломеус Спрангер, «Меркурий предостерегает Венеру и Марса». Гермес (он же Меркурий), сын Майи — первой жены Гефеста — и Юпитера, видимо, был посвящен в проделки Венеры и был рад насолить хромоногому богу: он предупреждал любовников о приближении обманутого мужа.

На картине Бартоломеуса Спрангера «Меркурий предостерегает Венеру и Марса» слева на заднем плане — Меркурий с витым жезлом и в шлеме с крылышками, его непременными принадлежностями. Он что-то сообщает Венере, которая пытается выбраться из объятий Марса. Справа внизу спит Амур — пара его слишком утомила.

Проделки Меркурия не помогли — Гефест выставил любовников на посмешище. Над супружеским ложем он подвесил тонкую и прочную медную сеть. Сетка рухнула в самый интересный момент и опутала незадачливую пару.

Гефест открыл спальню для всеобщего обозрения и позвал посмотреть на эту картину богов-олимпийцев (которые потом оказались злорадными сплетниками):

«Олимпийцы смеялись, и долгоБыл этот случай потом любимым на небе рассказом».(Овидий, «Метаморфозы»)

По слухам, Гефест после этого плюнул на супружество, но не избегал женского общества: предания насчитывают у него более десятка детей.

Был он доволен своей жизнью или нет — древние легенды до нас не донесли…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: