Боевое построение циньской армии. Тактика ведения боя

В древности те, кто преуспел в войне,
прежде всего делали непобедимыми себя,
чтобы ждать момента, когда можно покорить врага.
Сунь Цзы
В IV в. до н. э. среди царств древнего Китая вырывается вперед северо-западное царство Цинь. Расположенное в плодородном бассейне р. Вэйхэ, оно отличалось богатством природных ресурсов и выгодным географическим положением. Будучи защищенным естественными рубежами – р. Хуанхэ и горными хребтами – от вторжения соседних царств с востока, Цинь вместе с тем занимало удобную стратегическую позицию для наступления, как на царства среднего течения Хуанхэ, так и на пограничные племена, торговля с которыми являлась важным источником обогащения царства Цинь. Причиной его усиления были проведенные Шан Яном политико-административные, финансово-экономические и военные мероприятия, которые придали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. После захвата Сычуани и осуществления здесь крупных оросительных работ Цинь обеспечило себе добавочный источник сельскохозяйственной продукции. В конце IV в. до н.э. были захвачены верхнее течение р. Ханьшуй (юг Шэньси) и запад Хэнани, где войска Цинь вплотную столкнулись с царствами Чу, Вэй и Хань. Центральные царства постепенно теряли свои территории. В 278 г. до н.э. Цинь захватило столицу Чу – г. Ин, развалив противостоявшую ей коалицию.
Вскоре последовала война циньского царства с Чжао. Однако, хотя Цинь и расширило свои владения за счет других царств, они еще оставались достаточно сильны. В 241 г. до н. э. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз, но и их соединенные войска также потерпели поражение. Кроме них Цинь противостояли еще Янь и Ци – т.е. всего шесть царств. В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел молодой правитель Ин Чжэн, и ему удалось разбить всех своих противников поодиночке, захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство – Ци на Шаньдунском полуострове. После этого Ин Чжэн принял совершенно новый титул высшей власти – хуанди (император), войдя в историю Китая как Цинь Шихуанди. Столица царства Цинь, г. Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи.
Цинь Шихуанди не ограничился покорением древнекитайских царств. Он продолжил экспансию на севере и юге страны. Им были предприняты походы против сюнну, захваты государств Намвьет и Аулак в Южном и Северо-Восточном Вьетнаме. Таким образом, завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первого императора.
Важными составляющими успеха Цинь являлись военная организация армии, тактика ведения боя.
В данной заметке предпринята попытка реконструкции боевого построения войск циньской династии. В основе изучения лежит расстановка фигур воинов и лошадей в основных раскопах (раскопы №1, №2, №3) терракотовой армии Цинь Шихуанди. Принято считать, что эти порядки являются моделью реального боевого построения войска непосредственно перед боем, или на марше.
Раскопки на территории памятника начались в 1974 г. С этого времени были исследованы несколько раскопов, три из которых являются основными, и составляют ядро терракотовой армии – основным войском, резервными частями и командным штабом.
Раскоп № 1 является самым большим. Он представляет собой прямоугольник 230×62 м, глубиной 5 м и по площади составляет 14,260 квадратных метров. С востока и запада в раскоп ведут пять входов и выходов. Пол в траншеях вымощен кирпичом. Раскоп разделен десятью стенами-перегородками, которые образуют своеобразные траншеи-колонны, в каждой из которых стоят воины. Терракотовые фигуры выстроены в одиннадцать колонн, представленных четырьмя рядами идущих друг за другом воинов; всего – 38 рядов. Первые три шеренги воинов вооруженные арбалетами – своеобразный авангард армии! Каждая шеренга образован 70 фигурами, лица солдат обращены вперед. Воины одеты в пластинчатые латы. Боковые колонны, состоящие из двух рядов глиняных арбалетчиков, которые обращены лицами к флангам. В колоннах через каждые четыре или шесть рядов располагались колесницы, запряженные четверкой лошадей. Большинство находок копейных наконечников (копье мао) были обнаружены в двух первых рядах колонн, за авангардом арбалетчиков. В колоннах также располагаются фигуры солдат вооруженных мечами, клевцами и трезубцами цзи, но их количество незначительное, тогда как в центральных колоннах явно преобладают цзи и гэ (цельных экземпляров и остатков клевцов обнаружено более 30). Защитное вооружение копейщиков и алебардистов – пластинчатые и комбинированные панцири. Также около каждой колесницы располагаются несколько воинов (4-8) одетых в стеганые халаты. Вероятно, это легковооруженные солдаты для осуществления быстрых маневров.
Раскоп №2 находится в 20 м на восток от первого, имеет L-образную форму и разделен на четыре секции. Общее количество терракотовых фигур составляет более 1000 единиц. Первая секция образована 334 стрелками, из которых 160 вооружены арбалетами и одеты в кожаные пластинчатые доспехи, а остальные – вооруженные луками воины в стеганых халатах. Лучники и арбалетчики выстроены в восемь групп. Вторая секция образована восемью группами по восемь колесниц в каждой – всего 64 (к настоящему времени колесницы почти не сохранились). На колесницах кроме возницы присутствуют один воин, который вооружен клевцом или трезубцем, и стрелок. Третья секция является центром второго раскопа. Она представлена 19 боевыми квадригами, которых сопровождают около сотни воинов. Находящееся здесь войско разделено на три части, представляющих собой два фланга и тыл. Сектор представляет собой своеобразный вспомогательный отряд. Четвертая секция обращена на север. В этом месте было найдено шесть боевых колесниц, а также 124 фигуры лошадей и солдат.
Другая часть терракотового войска была обнаружена через месяц после открытия раскопа №2. Она располагалась в 25 метрах на север от первого раскопа. Данный объект получил название раскоп №3. Его площадь составляет 520 квадратных метров, на которых были обнаружены 68 воинов, четыре лошади и одна колесница. Устоялось мнение, что эти фигуры являются штабным звеном армии, либо воинами, участвующими в ритуальном действии. Подтверждением этому служит факт обнаружения костей животных и рогов оленя, вероятно использовавшихся в качестве жертвоприношения. Раскоп №3 также интересен тем, что фигуры воинов сохранились здесь лучше, чем в остальных. Некоторые имеют характерные следы краски на лицах и доспехах. Правда в течение суток после извлечения из земли следы изначальной покраски практчески исчезли. В настоящее время цветовая гамма вновь отреставрирована.
Исходя из имеющегося материала, можно приблизительно реконструировать боевое (или на марше) построение циньского войска, состоящее из основного боевого соединения сил, резервных или засадных войск и командного пункта.
Итак, мы имеем основное боевое соединение, включающее в себя авангард, который состоял из стрелков (арбалетчиков) в кожаной броне. Их основная задача заключалась в том, чтобы расстраивать ряды противника и прикрывать воинов и колесницы, следующие за ними. Колонны пехотинцев расступались, освобождая дорогу колесницам, которые располагались так, что при необходимости можно было задействовать сразу их всех. Фланговой защитой также были ряды арбалетчиков. Таким образом, колесницы, алебардисты и копейщики находились под прикрытием стрелков.
Секторы второго раскопа разделены по назначению:

стрелки (лучники и арбалетчики);
боевые колесницы;
вспомогательный отряд;
кавалерия и колесницы.
По одной из версий каждый сектор представляет собой резервные или засадные военные части, готовые вступить в бой по мере необходимости. Есть и другой вариант, почему расположение войск именно такое, какое представлено на памятнике.
В трактате «У-Цзы» есть интересный абзац:
«Если можно собрать тысячу колесниц и десять тысяч всадников, к ним присоединить пехоту, такое войско необходимо разделить на пять армий; каждой армии следует занять по одному направлению, тогда, следовательно, пять армий будут занимать пять направлений. Подобное положение непременно вызовет у противника подозрение, и он не будет знать, что предпринять».
Исходя из этого, можно предположить, что военные части второго раскопа являются недостающими четырьмя армиями, или их уменьшенными в количестве копиями. В пользу этого утверждения говорит и факт разной ориентации войск по сторонам света. Колонны в раскопе №1 направлены на восток, воины первого сектора второго раскопа обращены на северо-запад, а второго, третьего и четвертого – на север.
Чтобы реконструировать тактику ведения боя циньской армии, рассмотрим характеристики используемого оружия. В зависимости от дистанции поражения оно подразделяется на несколько типов:

оружие дальней дистанции (20-100 м): лук, арбалет;
оружие средней дистанции (5-20 м): копья пи на коротком древке;
оружие ближнего боя (1,5 – 3 м): копья мао, копья пи, клевцы, трезубцы, шесты;
оружие рукопашного боя: мечи, кинжалы.
Наличие в составе вооружения эффективных средств ведения дистанционного и ближнего боя позволяло циньскому войску активно противостоять противнику. Характер вооружения диктовал определенную тактику, в ходе которой его можно было применить с наибольшей эффективностью.
Арбалетчики, закованные в доспехи, защищали войско с флангов, а находясь в авангарде – атаковали противника, расстраивая его ряды. Бронебойные наконечники стрел свидетельствуют об их применении против тяжеловооруженного врага. Наличие в составе комплекса боевых средств луков и стрел предполагает применение циньскими солдатами рассыпного строя – растянутого построения по фронту, охват флангов, перестрелку с дистанции полета стрелы, притворное отступление и т.д.
Основное войсковое ядро включает колонны пехотинцев с древковым и клинковым оружием, а также колесницы. Предметы вооружения на колесницах предполагают довольно разнообразные способы применения этого вида боевой техники. Имея дистанционные средства ведения боя (арбалет, лук) колесничные воины расстреливали противника на расстоянии, а сближаясь – использовали древковое оружие (клевец, трезубец). Так, указания на различное применение клевца гэ содержится в сделанных на них надписях. Если одни названы «колесничными гэ», то другие – «пехотными гэ».
Таким образом, после обстрела, осуществляемого арбалетчиками и лучниками, ряды пехотинцев расступались, пропуская вперед колесницы, которые, продолжая обстрел с дистанции, врывались в ряды противника.
Имея в составе вооружения средства ведения ближнего боя, а также защитные доспехи, циньские воины получали ощутимые преимущества над легковооруженным и слабозащищенным противником в условиях сближения противоборствующих сторон. Это дает основания предполагать, что одной из тактик циньской армии была дистанционная перестрелка, после которой воины стремились навязать врагу ближний бой. А в условиях непосредственного сближения, пехотинцы могли атаковать: на средней дистанции, кидая в противника копья пи; на ближней, используя копья мао и копья пи на длинных древках, клевцы, трезубцы, шесты; в рукопашных схватках – мечи. Составляя основную часть войска, тяжеловооруженные пехотинцы были малоподвижны, и вряд ли могли участвовать в атаках самостоятельно. Но, благодаря своей защищенности, могли хорошо держать оборону.
Наличие среди оружия бронебойных наконечников стрел и болтов, «пехотных» клевцов гэ, «доспешных» мечей цзянь («цзя цзянь») и копий, доказывает, что циньское войско могло без сложностей противостоять и тяжеловооруженному противнику. При таком развитии событий, атака, как и в случае с легковооруженным противником, начиналась с дистанционного обстрела луками и арбалетами. Но ближний бой навязывался не сразу – стрелки должны были нанести как можно больший урон живой силе противника. А затем, в зависимости от ситуации, в бой могли вступать: колесничные части – дистанционный или колесничный бой, преследование отступающего противника; пехота – бой на средней дистанции или ближний бой; кавалерийские подразделения – преследование отступающего противника.
Кавалерия представленная терракотовыми фигурами людей и лошадей во втором раскопе, по всей видимости, являлась подразделением, которое могло осуществлять разведывательные функции, либо преследовало ретировавшегося противника.
Проведя подобный анализ, нельзя со стопроцентной уверенностью говорить, что все сделанные высказывания верны. Очень может быть, что все было совсем не так, и глинянные фигуры расставлены в произвольном порядке. Но до настоящего времени раскопки на территории памятника не прекращаются, и подобная картина расстановки воинов, колесниц и лошадей сохраняется. Статистика – вещь упрямая!
______________________________________________________________
Использованная литература:
Peers C.J. Ancient Chinese Armies 1500-200 BC. L., 1990.
У-цзы. Об искусстве ведения войны / Пер. Е.И. Сидоренко. М., 1957.
Тун Эньчжэн. Исследование бронзовых клевцов юго-западных районов нашей страны // КГСБ. 1979. №4.
Статья опубликована на сайте www.pacific-history.asia



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: