В России стало правилом работать не по специальности
Но даже эти цифры не внушают оптимизма. Получается, что только каждый четвертый житель страны рассчитывает работать по специальности, тогда как подавляющее большинство на это даже не надеется.
Подобная ситуация «провоцируется» современной системой образования. По данным Рособразования, сегодня вузы перекрывают потребность в специалистах с высшим образованием почти в два раза, тогда как спрос на квалифицированных рабочих лишь на 13%. В результате на одного выпускника начального или среднего профессионального образования приходится два выпускника высшей школы.
При этом диспропорции существуют и в рамках самих учебных заведений. Так, по данным, представленным 28 вузами Нижнего Новгорода, самыми массовыми на протяжении последних лет являются такие специальности, как юриспруденция, менеджмент организации, экономика и управление на предприятии и прочее.
На указанных специальностях, которые составляют только 4,59% от общего количества востребованных профессий, обучалось 50,12% студентов. Т.е. половина всего «потока» абитуриентов приходится менее чем на 5% востребованных специальностей.
«И ведь нельзя при этом сказать, что грамотные юристы и экономисты приходят на собеседования «пачками». К сожалению, диплом не становится подтверждением качества знаний, - говорит Анна Михайлова, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ», одного из признанных лидеров на рынке рекрутинга. – Доверием пользуется лишь образование, полученное в государственных вузах с большой историей».
В 90-х именно на рынке гуманитарного образования дипломы часто выдавались по принципу «конвейера», тогда как в сфере «точной науки» в основном продолжали работать классические вузы. В результате, по данным Института социологии РАН, по специальности чаще работает именно молодежь, которая получила высшее техническое или естественнонаучное образование.
Данная проблема, безусловно, носит общегосударственный характер. «Трудоустройство выпускников вузов - один из важнейших факторов оценки эффективности системы образования, - считает социолог Самсон Балановский. – Когда государство сначала вкладывает средства в подготовку специалистов, а потом вынуждено тратить деньги еще и на их переобучение и содержание как безработных, ни о какой эффективности не может быть и речи».
Для того чтобы по специальности трудилась основная масса выпускников, необходим не только постоянный мониторинг кадрового рынка, контроль за деятельностью вузов, но и работа с самими людьми.
В западных школах уже многие годы для детей от 5 до 14 лет существуют курсы карьерного развития. В их рамках ученики получают подробную информацию о разных профессиях, проходят психологическое тестирование. Таким образом, появляется возможность делать выбор осознанно.
«Только перестроив систему образования в целом, можно будет надеяться, что выпускник практически с первых дней начнет работать, а не переучиваться. А это и есть один из залогов роста производительности труда, о которой столько говорится в последнее время».
А пока слова о «бесцельно потраченном времени», к сожалению, относятся едва ли не к большинству населения России, вынужденному работать не по профилю.
Отзывы и комментарии