Миф о гостинице «Октябрь» города Луганска
Что это были за немцы, и почему они надумали строить в Луганске гостиницу, толком никто объяснить не может. Одни утверждают, что это были пленные фрицы, другие, - что захватившие город фашисты...
Те немногочисленные публикации, которые удалось найти по данному вопросу, внесли только еще больше неясности.
Известный луганский историк Борис Локотош в своей книге «Очерки истории Луганска» пишет: «Здание гостиницы «Октябрь» своим псевдого-ским стилем обязано пленному немецкому архитектору и сложено после войны по кирпичику военнопленными немцами во имя хотя бы того искупления своей вины за содеянное в нашей стране».
В книге кандидата архитектуры В.И. Костина «Ворошиловград. Архитектурно-исторический очерк» говорится о том, что гостиница была возведена в 1952 году. В таком случае, как ее могли построить пленные немцы?
А на одном из Интернет-сайтов встречается информация, что гостиница «Октябрь» - это бывшая царская тюрьма с высокими потолками, только что без надзирателей».
Если объединить все эти сведения, то получится полная нелепица: пленные немцы построили тюрьму, причем начали строить еще до революции, а закончили через семь лет после войны.
Правда о гостинице «Октябрь»
В народе действительно существует такой миф, что гостиницу «Октябрь» строили немцы После войны, - рассказала нам директор музея истории и культуры города Луганска Ольга Васильевна Приколота. - Ее начали строить сразу же после окончания войны, а в пятьдесят втором году полностью ввели в эксплуатацию. И она должна была называться «Москва», но поскольку ее открывали накануне праздника великого Октября, то в последний момент было решено назвать «Октябрь». А чтобы как-то связать ее с регионом, ресторан, который находится на ее первом этаже, назвали «Украина».
– Так это правда, что ее строили немцы?
– Да, действительно, на ее строительстве использовался труд пленных немцев, которые находились на территории города. Но они выполняли только черную работу. Весь архитектурный надзop и художественное оформление делались только нашими специалистами. Никакой творческой мысли со стороны немцев здесь не было.
– Но почему тогда она выполнена в готическом стиле?
– Кладка, которую несведущие в архитектуре люди принимают за готику или казацкое барокко ничего общего с этим не имеет. Это не классика.Я не встречала характеристику этого здания и помпезного Дома Техники. Но Дом Техники можно отнести к так называемому сталинскому ампиру, гостиница же – имитация Кремлевской стены с часами, как на Спасской башне. Поскольку самостоятельной идеи здесь нет, то, наверное, это все-таки соцреализм...
– Так что же получается – вся история с «Октябрем», вправду – миф, ибо вся заслуга немцев только в том, что они кирпичи подавали да раствор замешивали? Выходит, что так... Однако есть у гостиницы «Октябрь» еще одна «легенда», с лихвой перекрывающая первую. Все дело в том, что архитектором здесь выступил Иосиф Каракис. Вряд ли это имя что-то говорит большинству наших читателей, а между тем Иосиф Юлиевич – без преувеличения настоящая «легенда»украинской архитектуры XX века.
Иосиф Юлиевич Каракис родился в городе Балта (Одесская область) в 1902 году. В 1919 записался добровольцем в ряды Красной Армии. С 1921 – художник Винницкого губ политпросвета; формировал для городского музея галерею и библиотеку из собрания княгини Браницкой в Немирове. В 1929 окончил архитектурный факультет. Тайком от родителей женился на студентке фортепианного отделения консерватории Анне Копман, одной из киевских красавиц. В довоенный период Каракисом было спроектировано множество жилых и общественных зданий, в числе которых – Еврейский театр в Киеве, здание Национального музея Украины и др. В годы войны Каракис занят на строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ростанкопроекте (Ростов-на-Дону, Ташкент), с 1942 по 1944-й он главный архитектор Архитектурно-строительного бюро Фархадской ГЭС (г. Беговат Узбекской ССР)...
За нашу гостиницу «Октябрь» Иосиф Юлиевич был обвинен в украинском буржуазном национализме, а через некоторое время – в космополитизме, архитектурным вариантом которого выступает конструктивизм, и в 1952 г. освобожден от преподавательской деятельности...
Вот такая история. И немцы, в ней, как оказалось, выступают на вторых ролях. Но, как бы там ни было, главное, что наш город имеет такое прекрасное здание, ставшее его настоящей визитной карточкой.
Миф о церковном фундаменте
В тридцатые годы воинствующие безбожники взорвали самый большой храм Луганска. Но вот полностью уничтожить его не удалось – фундамент остался невредимым. Дабы добро не пропадало, на его месте построили здание, внешне сильно напоминающее МГУ. Здесь выступал народный староста Михаил Калинин, позже тут был Дом Техники и филиал какого-то банка. Ныне здесь Институт культуры...
В книге Бориса Локотоша «Очерки истории Луганска» под фотографией, на которой изображен большой храм, стоит такая подпись: «Свято-Никольский собор. Разрушен в 1930-х годах. Теперь на этом месте стоит Дом Техники»... О фундаменте – ни слова. Но буйная фантазия читателя наверняка тут же ставит на место церкви нашу «сталинскую высотку» – они ведь даже внешне чем-то похожи!
Смущает только одно: на фасаде Дома Техники под самой крышей значатся цифры – 1953... Конечно, вполне вероятно, что двадцать лет церковный фундамент стоял пустым, но это, опять же, только догадки и предположения.
Правда о церковном фундаменте
– Действительно, раньше на месте Дома Техники располагался Свято-Никольский собор, – поведала нам Ольга Васильевна Приколота. – Храм был построен в 1840-1841 годах. Замечательные колокола с хорошим процентом серебра, в ясную погоду были слышны даже в станице. Этот прекрасный собор разрушили в тридцатых. Дом Техники был построен в 1953. Поскольку я занималась этой темой, с уверенностью могу сказать, что на том месте, где ранее был храм, сейчас стоит только фонтан, а сам Дом Техники расположен чуть выше.
– А церковное кладбище, что стало с ним?
– На кладбище, которое было при Свято-Никольском соборе, похоронены только священники и известные люди города. Сейчас доподлинно, неизвестно, перенесены ли могилы после уничтожения храма или нет. Возможно, что многие так там и остались.
– А что было в Доме Техники? Молодое поколение луганчан знает его только как Институт культуры педагогического университета...
– Дело в том, что вместо Дома Техники когда-то планировалось построить оперный театр. Это требовало больших средств, у города их не было. И тогда министерство угольной промышленности (на тот момент достаточно солидная организация) приняло решение о строительстве Дома Техники. Это был выставочный зал, предназначенный для показа всего, что наработано в угольной промышленности. Здесь была большая библиотека, связанная с угольной промышленностью. В общем, одна из структур МУП.
Это здание построили достаточно быстро. Очень красивое, правда? Оно получило министерскую премию за архитектуру. Официально было открыто 31 декабря 1953 года.
– Получается, что на оперный театр денег не хватало. А как же тогда построили Дом Техники?
– Было предложение городской архитектуры, которой на тот момент руководил Александр Степанович Шеремет, сделать оперный театр, и был его проект. Но оперный театр – это головная боль и финансовая проблема города и области. А когда поднялся вопрос о Доме Техники; то стало проблемой МУП. А у нас шахтерский край, шахты развивались на тот момент бурно. У угольной промышленности было много доходов, ведь тогда в Украине эта отрасль была самой богатой; Поэтому их ведомству не составляло труда построить такое здание.
Судьбу Свято-Никольского собора разделило большинство храмов нашего города. В принципе, все шло по отработанной схеме: вначале храм отдавали в аренду прихожанам, затем из него внезапно пропадали иконы, серебро и утварь, что являлось нарушением договора и служило основанием для недоверия. Храм закрывали и передавали в ведение другим организационным ведомствам, а затем и вовсе сносили...
В 1929 Союз воинственных безбожников (СВБ) организовал сбор подписей за закрытие Свято-Никольского собора. Они насобирали 40500 подписей трудящихся для создания на его месте Дома красноармейцев и партизан. Имущество было передано другим местным храмам и частично СВБ, для ведения антирелигиозной пропаганды. Утварь, не имевшая исторической ценности, пошла на отопление зданий окружного исполкома, горсовета и окрсовета СВБ. После закрытия собора в его здании проводились испытания авиационных двигателей. Свято-Никольский собор был разрушен в 1935 году.
По такому же принципу была закрыта и Преображенская церковь, построенная в 1897 году. В 1929 горсовет постановил закрыть и перестроить церковь под кинотеатр «Безбожник». В 1933 храм взорвали, а еще через год по месту, где он стоял, прошла первая в городе трамвайная линия.
Обычно от церкви ничего не оставалось – взрывчатки большевики не жалели. Правда один раз все-таки фундамент уцелел.
– Казанский собор был единственным пятикупольным в городе....Он располагался на Казанской улице. Сегодня это район улицы Карла Маркса. В тридцатые годы этот храм также был разрушен, но вот его фундамент остался до сих пор... После того, как храм снесли, на его месте неоднократно собирались что-то построить, но ничего так и не возвели. Площадь заровняли и разбили небольшой скверик... Как сейчас выяснилось, и фундамент, и чертежи храма уцелели... Когда в восьмидесятые годы прошла волна возвращения прежних традиций, его неоднократно хотели возродить. Однако проблема так и не была решена. Проблему его реконструкции снова и снова обсуждали верующие и настоятели местных церквей. Но пока этот вопрос остается открытым. И, скорее всего, потому, что для его реконструкции потребуются немалые средства... Пока же Казанский храм располагается в вагончике-времянке...
Те немногочисленные публикации, которые удалось найти по данному вопросу, внесли только еще больше неясности.
Известный луганский историк Борис Локотош в своей книге «Очерки истории Луганска» пишет: «Здание гостиницы «Октябрь» своим псевдого-ским стилем обязано пленному немецкому архитектору и сложено после войны по кирпичику военнопленными немцами во имя хотя бы того искупления своей вины за содеянное в нашей стране».
В книге кандидата архитектуры В.И. Костина «Ворошиловград. Архитектурно-исторический очерк» говорится о том, что гостиница была возведена в 1952 году. В таком случае, как ее могли построить пленные немцы?
А на одном из Интернет-сайтов встречается информация, что гостиница «Октябрь» - это бывшая царская тюрьма с высокими потолками, только что без надзирателей».
Если объединить все эти сведения, то получится полная нелепица: пленные немцы построили тюрьму, причем начали строить еще до революции, а закончили через семь лет после войны.
Правда о гостинице «Октябрь»
В народе действительно существует такой миф, что гостиницу «Октябрь» строили немцы После войны, - рассказала нам директор музея истории и культуры города Луганска Ольга Васильевна Приколота. - Ее начали строить сразу же после окончания войны, а в пятьдесят втором году полностью ввели в эксплуатацию. И она должна была называться «Москва», но поскольку ее открывали накануне праздника великого Октября, то в последний момент было решено назвать «Октябрь». А чтобы как-то связать ее с регионом, ресторан, который находится на ее первом этаже, назвали «Украина».
– Так это правда, что ее строили немцы?
– Да, действительно, на ее строительстве использовался труд пленных немцев, которые находились на территории города. Но они выполняли только черную работу. Весь архитектурный надзop и художественное оформление делались только нашими специалистами. Никакой творческой мысли со стороны немцев здесь не было.
– Но почему тогда она выполнена в готическом стиле?
– Кладка, которую несведущие в архитектуре люди принимают за готику или казацкое барокко ничего общего с этим не имеет. Это не классика.Я не встречала характеристику этого здания и помпезного Дома Техники. Но Дом Техники можно отнести к так называемому сталинскому ампиру, гостиница же – имитация Кремлевской стены с часами, как на Спасской башне. Поскольку самостоятельной идеи здесь нет, то, наверное, это все-таки соцреализм...
– Так что же получается – вся история с «Октябрем», вправду – миф, ибо вся заслуга немцев только в том, что они кирпичи подавали да раствор замешивали? Выходит, что так... Однако есть у гостиницы «Октябрь» еще одна «легенда», с лихвой перекрывающая первую. Все дело в том, что архитектором здесь выступил Иосиф Каракис. Вряд ли это имя что-то говорит большинству наших читателей, а между тем Иосиф Юлиевич – без преувеличения настоящая «легенда»украинской архитектуры XX века.
Иосиф Юлиевич Каракис родился в городе Балта (Одесская область) в 1902 году. В 1919 записался добровольцем в ряды Красной Армии. С 1921 – художник Винницкого губ политпросвета; формировал для городского музея галерею и библиотеку из собрания княгини Браницкой в Немирове. В 1929 окончил архитектурный факультет. Тайком от родителей женился на студентке фортепианного отделения консерватории Анне Копман, одной из киевских красавиц. В довоенный период Каракисом было спроектировано множество жилых и общественных зданий, в числе которых – Еврейский театр в Киеве, здание Национального музея Украины и др. В годы войны Каракис занят на строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ростанкопроекте (Ростов-на-Дону, Ташкент), с 1942 по 1944-й он главный архитектор Архитектурно-строительного бюро Фархадской ГЭС (г. Беговат Узбекской ССР)...
За нашу гостиницу «Октябрь» Иосиф Юлиевич был обвинен в украинском буржуазном национализме, а через некоторое время – в космополитизме, архитектурным вариантом которого выступает конструктивизм, и в 1952 г. освобожден от преподавательской деятельности...
Вот такая история. И немцы, в ней, как оказалось, выступают на вторых ролях. Но, как бы там ни было, главное, что наш город имеет такое прекрасное здание, ставшее его настоящей визитной карточкой.
Миф о церковном фундаменте
В тридцатые годы воинствующие безбожники взорвали самый большой храм Луганска. Но вот полностью уничтожить его не удалось – фундамент остался невредимым. Дабы добро не пропадало, на его месте построили здание, внешне сильно напоминающее МГУ. Здесь выступал народный староста Михаил Калинин, позже тут был Дом Техники и филиал какого-то банка. Ныне здесь Институт культуры...
В книге Бориса Локотоша «Очерки истории Луганска» под фотографией, на которой изображен большой храм, стоит такая подпись: «Свято-Никольский собор. Разрушен в 1930-х годах. Теперь на этом месте стоит Дом Техники»... О фундаменте – ни слова. Но буйная фантазия читателя наверняка тут же ставит на место церкви нашу «сталинскую высотку» – они ведь даже внешне чем-то похожи!
Смущает только одно: на фасаде Дома Техники под самой крышей значатся цифры – 1953... Конечно, вполне вероятно, что двадцать лет церковный фундамент стоял пустым, но это, опять же, только догадки и предположения.
Правда о церковном фундаменте
– Действительно, раньше на месте Дома Техники располагался Свято-Никольский собор, – поведала нам Ольга Васильевна Приколота. – Храм был построен в 1840-1841 годах. Замечательные колокола с хорошим процентом серебра, в ясную погоду были слышны даже в станице. Этот прекрасный собор разрушили в тридцатых. Дом Техники был построен в 1953. Поскольку я занималась этой темой, с уверенностью могу сказать, что на том месте, где ранее был храм, сейчас стоит только фонтан, а сам Дом Техники расположен чуть выше.
– А церковное кладбище, что стало с ним?
– На кладбище, которое было при Свято-Никольском соборе, похоронены только священники и известные люди города. Сейчас доподлинно, неизвестно, перенесены ли могилы после уничтожения храма или нет. Возможно, что многие так там и остались.
– А что было в Доме Техники? Молодое поколение луганчан знает его только как Институт культуры педагогического университета...
– Дело в том, что вместо Дома Техники когда-то планировалось построить оперный театр. Это требовало больших средств, у города их не было. И тогда министерство угольной промышленности (на тот момент достаточно солидная организация) приняло решение о строительстве Дома Техники. Это был выставочный зал, предназначенный для показа всего, что наработано в угольной промышленности. Здесь была большая библиотека, связанная с угольной промышленностью. В общем, одна из структур МУП.
Это здание построили достаточно быстро. Очень красивое, правда? Оно получило министерскую премию за архитектуру. Официально было открыто 31 декабря 1953 года.
– Получается, что на оперный театр денег не хватало. А как же тогда построили Дом Техники?
– Было предложение городской архитектуры, которой на тот момент руководил Александр Степанович Шеремет, сделать оперный театр, и был его проект. Но оперный театр – это головная боль и финансовая проблема города и области. А когда поднялся вопрос о Доме Техники; то стало проблемой МУП. А у нас шахтерский край, шахты развивались на тот момент бурно. У угольной промышленности было много доходов, ведь тогда в Украине эта отрасль была самой богатой; Поэтому их ведомству не составляло труда построить такое здание.
Судьбу Свято-Никольского собора разделило большинство храмов нашего города. В принципе, все шло по отработанной схеме: вначале храм отдавали в аренду прихожанам, затем из него внезапно пропадали иконы, серебро и утварь, что являлось нарушением договора и служило основанием для недоверия. Храм закрывали и передавали в ведение другим организационным ведомствам, а затем и вовсе сносили...
В 1929 Союз воинственных безбожников (СВБ) организовал сбор подписей за закрытие Свято-Никольского собора. Они насобирали 40500 подписей трудящихся для создания на его месте Дома красноармейцев и партизан. Имущество было передано другим местным храмам и частично СВБ, для ведения антирелигиозной пропаганды. Утварь, не имевшая исторической ценности, пошла на отопление зданий окружного исполкома, горсовета и окрсовета СВБ. После закрытия собора в его здании проводились испытания авиационных двигателей. Свято-Никольский собор был разрушен в 1935 году.
По такому же принципу была закрыта и Преображенская церковь, построенная в 1897 году. В 1929 горсовет постановил закрыть и перестроить церковь под кинотеатр «Безбожник». В 1933 храм взорвали, а еще через год по месту, где он стоял, прошла первая в городе трамвайная линия.
Обычно от церкви ничего не оставалось – взрывчатки большевики не жалели. Правда один раз все-таки фундамент уцелел.
– Казанский собор был единственным пятикупольным в городе....Он располагался на Казанской улице. Сегодня это район улицы Карла Маркса. В тридцатые годы этот храм также был разрушен, но вот его фундамент остался до сих пор... После того, как храм снесли, на его месте неоднократно собирались что-то построить, но ничего так и не возвели. Площадь заровняли и разбили небольшой скверик... Как сейчас выяснилось, и фундамент, и чертежи храма уцелели... Когда в восьмидесятые годы прошла волна возвращения прежних традиций, его неоднократно хотели возродить. Однако проблема так и не была решена. Проблему его реконструкции снова и снова обсуждали верующие и настоятели местных церквей. Но пока этот вопрос остается открытым. И, скорее всего, потому, что для его реконструкции потребуются немалые средства... Пока же Казанский храм располагается в вагончике-времянке...
Отзывы и комментарии