КТО ЗАЙМЕТСЯ «КРАСНЫМ БОРОМ»?
Расположенный в одном из пригородов Санкт-Петербурга, полигон опасных отходов в последние месяцы стал точкой напряженности между исполнительными органами власти и надзорными ведомствами. Свои «пять копеек» в ситуацию внесла муссируемая в СМИ информация о захоронении в и без того переполненных картах-котлованах семисот тонн концентрированной серной кислоты, завезенной из другого региона по контракту с крупнейшей нефтяной компанией… Собственно, сам по себе процесс захоронения, или утилизации, серной кислоты, конечно не так опасен, как, например, хранение в открытом виде тех же фосфатов, но факт остается фактом – вопреки решениям Росприроднадзора, полигон принимает опасные отходы, игнорируя элементарные правила безопасности.
С одной стороны, полигон необходимо закрывать (его фактически и закрыли); с другой если полигон закроют, то постоянно образуемые опасные отходы не куда будет вывозить, и все окажется в лесах Ленобласти, что, естественно, приведет к экологической катастрофе гораздо раньше, чем на более или менее контролируемой территории.
Вектор выбран верный – утилизировать то, что уже накоплено на полигоне годами. В поисках решений, правительство Ленинградской области и профильные комитеты проводят множественные консультации, пресс-конференции пресс-туры для Общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти. Опять же не стоит забывать и о мнении людей, проживающих на территориях, близких к полигону и, естественно, обеспокоенных всей этой ситуацией – они фактически живут на «пороховой бочке»; совсем недавно там уже был пожар, вызванный экзотермической реакцией накопленными отходами и серной кислоты в частности.
Впервые название фирмы «Турмалин» широкой общественности, как панацеи в решении проблемы «Красного Бора», было озвучено на пресс-конференции Валерия Матвеева в Росбалте весной этого года, и озвучено не кем-нибудь, а известным в узких кругах экологической общественности человеком и, по совместительству, другом этой фирмы, г-ном Шевчуком.
Новая команда Комитета по природопользованию и экологической безопасности СПб пока что не отличилась какими-либо новаторскими идеями и технологиями, а персонал по большей части – бывшие коллеги В. Н. Матвеева, переведенные в Санкт-Петербург совсем недавно и не всегда по профессиональным качествам занявшие кресла и посты. Соответственно, и правильные советы получать неоткуда. Разве что, положиться на осведомленность того же Юрия Шевчука, как сторожила экологической ситуации в регионе. Отсюда и рождается желание последнего лоббировать в первую очередь интересы друзей.
На этом фоне стоит отметить, что претензий к бывшему председателю Комитета по экологической безопасности СПб может быть много, да и финансовая составляющая деятельности до сих пор вызывает много вопросов у прокуратуры, но чего у г-на Голубева было не отнять, так это наличие профессионалов в его команде: инженеров, проектировщиков, рабочих… Было кому дать правильный и дельный совет.
Ворошить «грязное белье» не хочется, поэтому оставим за скобками историю давней финансовой дружбы директора «Турмалина» Михаила Вострикова и Юрия Шевчука, равно как и причину, по которой Юрий Сергеевич резко изменил свое отношение к процессам сжигания отходов (с негатива на абсолютную поддержку) и принялся, как говорится, «мочить в СМИ» всех конкурентов «Турмалина». Речь сейчас не об этом. Гораздо важнее понять, насколько серьезен в своих решениях нынешний председатель Комитета Валерий Николаевич Матвеев; сумеет ли он понять, каким образом будет решать проблему? Или «институт лоббизма» окажется сильнее?
Что же такое «Турмалин» попытаемся описать в нескольких абзацах, необходимых и достаточных, чтобы об этой организации сложилось объективное представление, а не только со слов Юрия Шевчука…
Удивительно, но компания «Турмалин», которая уверенно шагает по стране дешевыми печами, не имеет собственного производства, а значит и входящего контроля. Множество подрядчиков «Турмалина», большинство из которых ради удешевления конечного продукта не утруждают себя приобретением дорогостоящего сварочного оборудования и соблюдением элементарных норм производства – вот основной кит низкой ценовой политики «Турмалина».
Стоит отметить, что сжечь отходы мало, гораздо важнее провести фильтрацию продуктов сжигания, чтобы отходы не попали в атмосферу. Вот тут у «Турмалина» совсем беда – система фильтрации на его дешевых печах отсутствует вовсе. Как будет решаться командой Вострикова эта проблема и вовсе непонятно. Во-первых, задача новая, а во-вторых, специалистов у него нет. Понятно, что финансовая «инъекция» от комитета в эту организацию поможет привлечь «лучшие умы», но с таким же успехом с этой задачей может справиться и любая другая организация и даже та, которая никогда такие проблемы не решала – были бы деньги.
Отзывы о «Турмалине» и вовсе неутешительные. «От Калининграда до Находки (с) потребители клянут все на свете, что когда-то с ним связались. «Отличился» он и в Красноярске, и в Екатеринбурге, и в Ленобластном (зачем далеко ходить?) Приморске. Много еще где – Россия страна большая. Среди прочего, основные претензии – низкое качество оборудования, несоответствие заявленным характеристикам, отсутствие сервиса, послегарантийного обслуживания. Смежники «Турмалина» погрязли в Арбитражных разборках как с федеральными госзаказчиками, так и с небольшими региональными предприятиями.
То, что какая-то компания является поставщиком крупного бизнеса, вовсе не означает, что такая фирма способна решать несвойственные ей задачи. Скорее всего, она весьма успешно поставляет для определенного сегмента рынка печи для сжигания опасных отходов и попутного газа, но задача по приведению в порядок полигона опасных отходов - это совсем другая история, в которой любое неверно принятое решение может стать фатальным не только для экологии прилегающих территорий, но и для граждан Северо-западного региона России.
В общем, ситуация крайне неприятная. Мало того, что сама по себе проблема продолжает усугубляться, так еще и предлагаемые решения Шевчуком и Востриковым не выдерживают ни какой критики. Понятно, что и губернатору Ленобласти А. Ю. Дрозденко, и председателю Комитета по экологии и природопользованию СПб В. Н. Матвееву не совсем с руки посвящать себя в технические детали процессов сжигания (оно и понятно, попросту времени не хватит), но, обратить внимание на сигналы - подсовываемые технологии и невнятных поставщиков, стоило бы; по минимуму поинтересоваться – Есть ли у производителя оборудования собственное производство?… Потратить пару часов, посетить это (если оно вдруг обнаружится) и аналогичные реально существующие производства в Ленобласти других компаний… Хотя бы ради того, чтобы в очередной раз не «спустить без результата» бюджетные миллионы.
Все успешно реализованные в мире проекты держатся на двух постулатах: «Культура организации процесса» и «Культура исполнения поставленных задач». Очевидно, что «Культура организации процесса решения задачи по «Красному Бору» в настоящее время далека от идеала, и дело не в отсутствии желания проблему решать, а в наличии некомпетентных советчиков при Комитете по природопользованию и экологической безопасности населения Санкт-Петербурга. Что делать? Возможно, нужно отказаться от той формы консультаций, которая существует сегодня – Комитету общественное мнение важно, но гораздо важнее собрать за одним столом профессионалов: химиков, физиков, инженеров, представителей компаний производителей как отечественных, так и зарубежных оборудования по утилизации опасных отходов; много не нужно, комиссия из 9-10 человек вполне может выбрать верный путь. Что же касается «Культуры исполнения» поставленных таким профессиональным сообществом задач, то она проистечет сама собой; выбор подрядчиков станет легитимным и очевидным, и вряд ли это будет фирма «Турмалин».
И ни какого лоббизма – только дело!
Василий Тягаев
С одной стороны, полигон необходимо закрывать (его фактически и закрыли); с другой если полигон закроют, то постоянно образуемые опасные отходы не куда будет вывозить, и все окажется в лесах Ленобласти, что, естественно, приведет к экологической катастрофе гораздо раньше, чем на более или менее контролируемой территории.
Вектор выбран верный – утилизировать то, что уже накоплено на полигоне годами. В поисках решений, правительство Ленинградской области и профильные комитеты проводят множественные консультации, пресс-конференции пресс-туры для Общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти. Опять же не стоит забывать и о мнении людей, проживающих на территориях, близких к полигону и, естественно, обеспокоенных всей этой ситуацией – они фактически живут на «пороховой бочке»; совсем недавно там уже был пожар, вызванный экзотермической реакцией накопленными отходами и серной кислоты в частности.
Впервые название фирмы «Турмалин» широкой общественности, как панацеи в решении проблемы «Красного Бора», было озвучено на пресс-конференции Валерия Матвеева в Росбалте весной этого года, и озвучено не кем-нибудь, а известным в узких кругах экологической общественности человеком и, по совместительству, другом этой фирмы, г-ном Шевчуком.
Новая команда Комитета по природопользованию и экологической безопасности СПб пока что не отличилась какими-либо новаторскими идеями и технологиями, а персонал по большей части – бывшие коллеги В. Н. Матвеева, переведенные в Санкт-Петербург совсем недавно и не всегда по профессиональным качествам занявшие кресла и посты. Соответственно, и правильные советы получать неоткуда. Разве что, положиться на осведомленность того же Юрия Шевчука, как сторожила экологической ситуации в регионе. Отсюда и рождается желание последнего лоббировать в первую очередь интересы друзей.
На этом фоне стоит отметить, что претензий к бывшему председателю Комитета по экологической безопасности СПб может быть много, да и финансовая составляющая деятельности до сих пор вызывает много вопросов у прокуратуры, но чего у г-на Голубева было не отнять, так это наличие профессионалов в его команде: инженеров, проектировщиков, рабочих… Было кому дать правильный и дельный совет.
Ворошить «грязное белье» не хочется, поэтому оставим за скобками историю давней финансовой дружбы директора «Турмалина» Михаила Вострикова и Юрия Шевчука, равно как и причину, по которой Юрий Сергеевич резко изменил свое отношение к процессам сжигания отходов (с негатива на абсолютную поддержку) и принялся, как говорится, «мочить в СМИ» всех конкурентов «Турмалина». Речь сейчас не об этом. Гораздо важнее понять, насколько серьезен в своих решениях нынешний председатель Комитета Валерий Николаевич Матвеев; сумеет ли он понять, каким образом будет решать проблему? Или «институт лоббизма» окажется сильнее?
Что же такое «Турмалин» попытаемся описать в нескольких абзацах, необходимых и достаточных, чтобы об этой организации сложилось объективное представление, а не только со слов Юрия Шевчука…
Удивительно, но компания «Турмалин», которая уверенно шагает по стране дешевыми печами, не имеет собственного производства, а значит и входящего контроля. Множество подрядчиков «Турмалина», большинство из которых ради удешевления конечного продукта не утруждают себя приобретением дорогостоящего сварочного оборудования и соблюдением элементарных норм производства – вот основной кит низкой ценовой политики «Турмалина».
Стоит отметить, что сжечь отходы мало, гораздо важнее провести фильтрацию продуктов сжигания, чтобы отходы не попали в атмосферу. Вот тут у «Турмалина» совсем беда – система фильтрации на его дешевых печах отсутствует вовсе. Как будет решаться командой Вострикова эта проблема и вовсе непонятно. Во-первых, задача новая, а во-вторых, специалистов у него нет. Понятно, что финансовая «инъекция» от комитета в эту организацию поможет привлечь «лучшие умы», но с таким же успехом с этой задачей может справиться и любая другая организация и даже та, которая никогда такие проблемы не решала – были бы деньги.
Отзывы о «Турмалине» и вовсе неутешительные. «От Калининграда до Находки (с) потребители клянут все на свете, что когда-то с ним связались. «Отличился» он и в Красноярске, и в Екатеринбурге, и в Ленобластном (зачем далеко ходить?) Приморске. Много еще где – Россия страна большая. Среди прочего, основные претензии – низкое качество оборудования, несоответствие заявленным характеристикам, отсутствие сервиса, послегарантийного обслуживания. Смежники «Турмалина» погрязли в Арбитражных разборках как с федеральными госзаказчиками, так и с небольшими региональными предприятиями.
То, что какая-то компания является поставщиком крупного бизнеса, вовсе не означает, что такая фирма способна решать несвойственные ей задачи. Скорее всего, она весьма успешно поставляет для определенного сегмента рынка печи для сжигания опасных отходов и попутного газа, но задача по приведению в порядок полигона опасных отходов - это совсем другая история, в которой любое неверно принятое решение может стать фатальным не только для экологии прилегающих территорий, но и для граждан Северо-западного региона России.
В общем, ситуация крайне неприятная. Мало того, что сама по себе проблема продолжает усугубляться, так еще и предлагаемые решения Шевчуком и Востриковым не выдерживают ни какой критики. Понятно, что и губернатору Ленобласти А. Ю. Дрозденко, и председателю Комитета по экологии и природопользованию СПб В. Н. Матвееву не совсем с руки посвящать себя в технические детали процессов сжигания (оно и понятно, попросту времени не хватит), но, обратить внимание на сигналы - подсовываемые технологии и невнятных поставщиков, стоило бы; по минимуму поинтересоваться – Есть ли у производителя оборудования собственное производство?… Потратить пару часов, посетить это (если оно вдруг обнаружится) и аналогичные реально существующие производства в Ленобласти других компаний… Хотя бы ради того, чтобы в очередной раз не «спустить без результата» бюджетные миллионы.
Все успешно реализованные в мире проекты держатся на двух постулатах: «Культура организации процесса» и «Культура исполнения поставленных задач». Очевидно, что «Культура организации процесса решения задачи по «Красному Бору» в настоящее время далека от идеала, и дело не в отсутствии желания проблему решать, а в наличии некомпетентных советчиков при Комитете по природопользованию и экологической безопасности населения Санкт-Петербурга. Что делать? Возможно, нужно отказаться от той формы консультаций, которая существует сегодня – Комитету общественное мнение важно, но гораздо важнее собрать за одним столом профессионалов: химиков, физиков, инженеров, представителей компаний производителей как отечественных, так и зарубежных оборудования по утилизации опасных отходов; много не нужно, комиссия из 9-10 человек вполне может выбрать верный путь. Что же касается «Культуры исполнения» поставленных таким профессиональным сообществом задач, то она проистечет сама собой; выбор подрядчиков станет легитимным и очевидным, и вряд ли это будет фирма «Турмалин».
И ни какого лоббизма – только дело!
Василий Тягаев
Отзывы и комментарии