Рецензия на «Театр» Уильяма Сомерсета Моэма
С этим романом связан комичный момент моей юности. Прочитав «Театр», я решила: все! Нет, я не решила идти на подмостки, поняв, что сцена - мое призвание. Не такая уж я идиотка, и не так уж неадекватна моя самооценка. Но я решила, что в жизни главное - играть. И все у меня будет хорошо, если я хоть чуть-чуть научусь лицедействовать, как Джулия Лэмберт. Вдохновленная артистизмом главной героини, которая была способна сыграть все и таким путем внушать окружающим желаемые чувства, я отправилась в школу.
Наверное, это был самый идиотский день моей жизни, ибо мне захотелось изобразить из себя легкомысленную кокетку, что я и делала ближайшие шесть уроков. Одноклассники как-то странно на меня косились. В общем, кокетничала я, как говорится, с ловкостью молодого слоненка.
И пришла я к простой до тошноты мысли: ничего мне в этой жизни не остается, как быть самой собой - эдакой не артистичной и не кокетливой особой.
Но такая реакция моя на этот, самый известный, роман Моэма неслучайна. Ибо сей английский писатель - истый факир. Наверное, никто так, как он, не умеет вводить читателя в транс, внушая ему те или иные чувства и состояния. И подчеркну: речь не о состоянии героев его книг, а о состоянии их читателей.
Вот читаешь «Театр» и веришь: главное - уметь играть, обманывать. И мир ляжет к твоим ногам. И хоть в той же книге за «сеансом магии» последовало безжалостное разоблачение, которое автор вложил в уста сына Джулии, оно как-то не убедило.
Из-под влияния Моэма выйти очень сложно. Помню его рассказ «На окраине империи», в котором писатель играет чувствами читателя, заставляя поочередно жалеть то одного, то другого главного героя. Наверное, если бы Моэм написал произведение из повседневного быта людоедов, он бы смог заставить нас сопереживать несчастному каннибалу, у которого открылась аллергия на человеческую печень, замоченную в белом вине.
В этом весь Сомерсет Моэм - великий факир от литературы. Кто, кроме него, умеет так жонглировать чувствами читателя? Кто на протяжении одного, иногда небольшого, произведения, может несколько раз менять настроение читателя? Кто еще может нас заставить поверить в свои силы, которых отродясь не было, нет и не будет?
В современном искусстве есть еще один персонаж, который поднаторел в этом искусстве. Это датский режиссер и сценарист собственных фильмов Ларе фон Триер. Правда, надо отметить, что манипуляции Моэма чувствами читателей - детский лепет по сравнению с теми жесткими играми, в которые играет Триер со своими зрителями. Помню, как я прорыдала весь его фильм «Танцующая в темноте» от начала до конца. А потом, придя домой, по здравом размышлении поняла, что посмотрела вполне полноценное индийское кино. Знаете, когда у человека сто возможностей спастись, но он почему-то упорно ползет на кладбище. При том, когда он там оказывается, выясняется, что умирать он вовсе и не собирался. В этой картине герои даже то и дело пускаются в пляс, как в «аутентичных» продуктах Болливуда! А ведь, пока смотрела, не понимала. Да и поняла суть «игры» только на следующее утро. А ведь мне было уже под тридцать! Я не первый год была матерью и женой! Вот, что такое волшебная сила... манипуляций в искусстве! Больше никаких фильмов этого режиссера я смотреть не стала. Но то, что мне про них рассказывали, подтвердило мои догадки: автор в своих играх зашел чересчур далеко...
Но все-таки «Театр» Моэма - одна из любимых книг в моей электронной библиотеке fb2. Меня его игры моими же чувствами не обижают. Этот писатель не переходит некую грань, за которой начинаются жесткие манипуляции, которые превращают нас в марионеток, которых творец дергает за ниточки. И все-таки здорово он меня, такую рациональную и реалистичную, загипнотизировал! Молодец!
Наверное, это был самый идиотский день моей жизни, ибо мне захотелось изобразить из себя легкомысленную кокетку, что я и делала ближайшие шесть уроков. Одноклассники как-то странно на меня косились. В общем, кокетничала я, как говорится, с ловкостью молодого слоненка.
И пришла я к простой до тошноты мысли: ничего мне в этой жизни не остается, как быть самой собой - эдакой не артистичной и не кокетливой особой.
Но такая реакция моя на этот, самый известный, роман Моэма неслучайна. Ибо сей английский писатель - истый факир. Наверное, никто так, как он, не умеет вводить читателя в транс, внушая ему те или иные чувства и состояния. И подчеркну: речь не о состоянии героев его книг, а о состоянии их читателей.
Вот читаешь «Театр» и веришь: главное - уметь играть, обманывать. И мир ляжет к твоим ногам. И хоть в той же книге за «сеансом магии» последовало безжалостное разоблачение, которое автор вложил в уста сына Джулии, оно как-то не убедило.
Из-под влияния Моэма выйти очень сложно. Помню его рассказ «На окраине империи», в котором писатель играет чувствами читателя, заставляя поочередно жалеть то одного, то другого главного героя. Наверное, если бы Моэм написал произведение из повседневного быта людоедов, он бы смог заставить нас сопереживать несчастному каннибалу, у которого открылась аллергия на человеческую печень, замоченную в белом вине.
В этом весь Сомерсет Моэм - великий факир от литературы. Кто, кроме него, умеет так жонглировать чувствами читателя? Кто на протяжении одного, иногда небольшого, произведения, может несколько раз менять настроение читателя? Кто еще может нас заставить поверить в свои силы, которых отродясь не было, нет и не будет?
В современном искусстве есть еще один персонаж, который поднаторел в этом искусстве. Это датский режиссер и сценарист собственных фильмов Ларе фон Триер. Правда, надо отметить, что манипуляции Моэма чувствами читателей - детский лепет по сравнению с теми жесткими играми, в которые играет Триер со своими зрителями. Помню, как я прорыдала весь его фильм «Танцующая в темноте» от начала до конца. А потом, придя домой, по здравом размышлении поняла, что посмотрела вполне полноценное индийское кино. Знаете, когда у человека сто возможностей спастись, но он почему-то упорно ползет на кладбище. При том, когда он там оказывается, выясняется, что умирать он вовсе и не собирался. В этой картине герои даже то и дело пускаются в пляс, как в «аутентичных» продуктах Болливуда! А ведь, пока смотрела, не понимала. Да и поняла суть «игры» только на следующее утро. А ведь мне было уже под тридцать! Я не первый год была матерью и женой! Вот, что такое волшебная сила... манипуляций в искусстве! Больше никаких фильмов этого режиссера я смотреть не стала. Но то, что мне про них рассказывали, подтвердило мои догадки: автор в своих играх зашел чересчур далеко...
Но все-таки «Театр» Моэма - одна из любимых книг в моей электронной библиотеке fb2. Меня его игры моими же чувствами не обижают. Этот писатель не переходит некую грань, за которой начинаются жесткие манипуляции, которые превращают нас в марионеток, которых творец дергает за ниточки. И все-таки здорово он меня, такую рациональную и реалистичную, загипнотизировал! Молодец!
Отзывы и комментарии