Особенности функционирования цветовой лексики в художественном произведении
Цвет всегда воспринимается человеком как составляющая картины мира. Поэтому писатель, создающий воображаемую действительность, использует те же средства, с помощью которых он сам познает действительность подлинную. Цвет окружает нас повсюду, поэтому цветообозначения являются мощным средством создания поэтической картины мира.
В художественном тексте цвет может создавать, в одном случае, внешний образ, где цвет «импрессионистичен» - выражает либо общепринятую цветовую характеристику предмета, либо авторское видение этой характеристики, при этом лексема имеет немотивированное значение. В другом случае цвет раскрывает смысл образа и содержит в своей основе уже мотивированное значение.
Определяя внешний облик предмета в сознании читателя, цветовая лексема «различает» данный предмет среди других предметов, определяя же внутреннюю суть, «характеризует» его качество в ряду подобных предметов.
Таким образом, общетеоретически можно выделить две основных функции цвета в художественном произведении:
- различительная;
- характеризующая.
Естественно охватить все явления действительности, имеющие цветовые характеристики, невозможно, поэтому следует выделять наиболее частотные тематические группы.
Таким образом, можно подразделить каждую из этих функций на их составляющие:
1. Различительная, или описательная, функция:
-описания природы,
-описания интерьера,
-описания внешнего вида человека,
-описания артефактов.
2. Характеризующая функция:
-характеристика действительности,
-характеристика состояния человека.
Следует отметить, что тематическая характеристика очень условна и является вспомогательной.
Рассмотрим, какие функции выполняет цветовая лексика в художественном произведении и какие тематические группы в нем присутствуют. Для этой цели были проанализированы романы В. В. Набокова «Король, дама, валет», «Лолита», автобиографический роман «Другие берега» и некоторые из его рассказов («Письмо в Россию», «Посещение музея» и др.)
Описательная функция:
описания природы:
Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром… («Рождество»)
Я говорю о тех ночах, когда Толстой творил, я говорю о чуде, об урагане образов, летящих по черным небесам в час созиданья, в час воплощенья… («Толстой»)
описания интерьера:
Да и вообще вся комната несомненно похорошела. На столе в синей вазе с одним продолговатым бликом розовели три георгины («Король, дама, валет»)
Мелькнули серебряные шары и ястребиное чучело в саду местного лавочника («Обида»)
-описания внешнего вида человека:
Я проинтервьюировал нескольких унылых стариков и двух длинноволосых, розово-русых, невероятно грязных нимфеточек («Лолита»).
Он остановился; дыша и улыбаясь, снял выпуклую решетку с мокрого розового лица («Лебеда»)
Рядом с Путей нагнулась Таня и с необыкновенно внимательным выражением на бледном лице, полуоткрыв фиолетовые блестящие губы, обшаривала кустик («Обида»)
-описания артефактов:
Прокатывает автомобиль на столбах мокрого блеска – сам черный, с желтой полоской под окнами («Письмо В Россию»)
Характеризующая функция:
характеристика действительности:
Все было как полагается: серый цвет, сон вещества, обеспредметившаяся предметность («Посещение музея»)
Каким-то образом все в этот день складывалось так удачно. Так сине и зелено («Лолита»)
характеристика состояния человека.
Венгр, совершенно желтый после бессонной ночи («Дар»)
Рассмотрим подробнее «работу» цвета-характеристики в произведении:
Уже говорилось выше, что психологическое восприятие цвета позволяет использовать цветопись в качестве одного из самых сильных языковых средств скрытого воздействия: любой оттенок одного цвета может изменить «нагрузку» символа и сделать его позитивным или негативным: «Когда проходит она под красным огоньком, который висит слева, над пожарным сигналом, одна тугая черная доля зонтика багровеет» («Письмо в Россию»). Один из самых ярких примеров градации цветовых оттенков как приема отражения внутренного мира героя – рассказ «Посещение музея», в котором героя, занятого делами, Набоков описывает с помощью исключительно красного цвета: «Ладно, - сказал он. - Вот возьмите карандаш и красным, красным концом запишите мне это», «Когда мы приблизились к музею, то увидели, что перед ним стоит красный автокар – пустой». Но в герое просыпается тревога, ностальгия по старой России, которой уже нет: и к красному примешивается синий – цвет тоски в большинстве случаев у Набокова – и рождается лиловый: «Как странно горели лиловые сигнальные огни во мраке за веером мокрых рельсов, как сжималось мое бедное сердце...», а красный переходит в бурый, меняя свою символику от цвета страсти, энергии к цвету тревоги, дурного предзнаменования: «Что-то меня кольнуло в сердце и уже с новым, беспокойным любопытством я взглянул на мостовую, на белый ее покров, по которому тянулись черные линии, на бурое небо…».
Таким образом, можно сделать вывод, что цвет в художественном произведении выполняет две принципиально различные функции. Цвет-описание является частью неповторимой поэтики произведения, цвет-характеристика служит как средство раскрытия образа, а следовательно идеи произведения.
Автор: Климентьева Ю. С.
В художественном тексте цвет может создавать, в одном случае, внешний образ, где цвет «импрессионистичен» - выражает либо общепринятую цветовую характеристику предмета, либо авторское видение этой характеристики, при этом лексема имеет немотивированное значение. В другом случае цвет раскрывает смысл образа и содержит в своей основе уже мотивированное значение.
Определяя внешний облик предмета в сознании читателя, цветовая лексема «различает» данный предмет среди других предметов, определяя же внутреннюю суть, «характеризует» его качество в ряду подобных предметов.
Таким образом, общетеоретически можно выделить две основных функции цвета в художественном произведении:
- различительная;
- характеризующая.
Естественно охватить все явления действительности, имеющие цветовые характеристики, невозможно, поэтому следует выделять наиболее частотные тематические группы.
Таким образом, можно подразделить каждую из этих функций на их составляющие:
1. Различительная, или описательная, функция:
-описания природы,
-описания интерьера,
-описания внешнего вида человека,
-описания артефактов.
2. Характеризующая функция:
-характеристика действительности,
-характеристика состояния человека.
Следует отметить, что тематическая характеристика очень условна и является вспомогательной.
Рассмотрим, какие функции выполняет цветовая лексика в художественном произведении и какие тематические группы в нем присутствуют. Для этой цели были проанализированы романы В. В. Набокова «Король, дама, валет», «Лолита», автобиографический роман «Другие берега» и некоторые из его рассказов («Письмо в Россию», «Посещение музея» и др.)
Описательная функция:
описания природы:
Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром… («Рождество»)
Я говорю о тех ночах, когда Толстой творил, я говорю о чуде, об урагане образов, летящих по черным небесам в час созиданья, в час воплощенья… («Толстой»)
описания интерьера:
Да и вообще вся комната несомненно похорошела. На столе в синей вазе с одним продолговатым бликом розовели три георгины («Король, дама, валет»)
Мелькнули серебряные шары и ястребиное чучело в саду местного лавочника («Обида»)
-описания внешнего вида человека:
Я проинтервьюировал нескольких унылых стариков и двух длинноволосых, розово-русых, невероятно грязных нимфеточек («Лолита»).
Он остановился; дыша и улыбаясь, снял выпуклую решетку с мокрого розового лица («Лебеда»)
Рядом с Путей нагнулась Таня и с необыкновенно внимательным выражением на бледном лице, полуоткрыв фиолетовые блестящие губы, обшаривала кустик («Обида»)
-описания артефактов:
Прокатывает автомобиль на столбах мокрого блеска – сам черный, с желтой полоской под окнами («Письмо В Россию»)
Характеризующая функция:
характеристика действительности:
Все было как полагается: серый цвет, сон вещества, обеспредметившаяся предметность («Посещение музея»)
Каким-то образом все в этот день складывалось так удачно. Так сине и зелено («Лолита»)
характеристика состояния человека.
Венгр, совершенно желтый после бессонной ночи («Дар»)
Рассмотрим подробнее «работу» цвета-характеристики в произведении:
Уже говорилось выше, что психологическое восприятие цвета позволяет использовать цветопись в качестве одного из самых сильных языковых средств скрытого воздействия: любой оттенок одного цвета может изменить «нагрузку» символа и сделать его позитивным или негативным: «Когда проходит она под красным огоньком, который висит слева, над пожарным сигналом, одна тугая черная доля зонтика багровеет» («Письмо в Россию»). Один из самых ярких примеров градации цветовых оттенков как приема отражения внутренного мира героя – рассказ «Посещение музея», в котором героя, занятого делами, Набоков описывает с помощью исключительно красного цвета: «Ладно, - сказал он. - Вот возьмите карандаш и красным, красным концом запишите мне это», «Когда мы приблизились к музею, то увидели, что перед ним стоит красный автокар – пустой». Но в герое просыпается тревога, ностальгия по старой России, которой уже нет: и к красному примешивается синий – цвет тоски в большинстве случаев у Набокова – и рождается лиловый: «Как странно горели лиловые сигнальные огни во мраке за веером мокрых рельсов, как сжималось мое бедное сердце...», а красный переходит в бурый, меняя свою символику от цвета страсти, энергии к цвету тревоги, дурного предзнаменования: «Что-то меня кольнуло в сердце и уже с новым, беспокойным любопытством я взглянул на мостовую, на белый ее покров, по которому тянулись черные линии, на бурое небо…».
Таким образом, можно сделать вывод, что цвет в художественном произведении выполняет две принципиально различные функции. Цвет-описание является частью неповторимой поэтики произведения, цвет-характеристика служит как средство раскрытия образа, а следовательно идеи произведения.
Автор: Климентьева Ю. С.
Отзывы и комментарии