Кто сорвал куш? Самые дешевые фильмы-миллионеры
Законы идеальной экономики гласят, что чем больше инвестиции, тем больше прибыль. На самом деле количество вложенных в тот или иной проект денежных средств вообще не гарантирует доходную часть.
Примером тому может служить большая часть российских предприятий, в кои вбухиваются миллиарды рублей, а на выходе все равно пресловутый ноль. В кинематографе примерно такая же ситуация.
Итоговая касса того или иного фильма зачастую зависит от множества факторов, и бюджет — лишь один из них. Случалось, что огромные вложения выливались в еще более существенные прибыли, а бывало и наоборот — раздутые до непомерных размеров «киношедевры» лопались, как мыльные пузыри, утаскивая на дно некогда благополучные киностудии и разрушая карьеры их создателей. Но, как говорится, в жизни есть еще и лотерея. И выигрыш — не два раза по рублю, а куда весомей. Поговорим о лентах, авторы коих и не мечтали в одночасье стать богатыми и знаменитыми. Но фортуна им улыбнулась.
В 2004 году никому неизвестный режиссер Джаред Хесс проникся историей, написанной им в соавторстве с супругой, и снял на основе собственной короткометражки малобюджетную комедию «Наполеон Динамит». За весьма скромные по меркам Голливуда 400 тысяч долларов. Лента, рассказывающая о буднях и радостях сельского идиота, была показана на фестивале независимого кино в Санденсе и вызвала среди зрителей неоднозначную реакцию. Аудитория буквально разделилась на два противоборствующих лагеря: одним картина резко понравилась, вплоть до объявления ее лучшей на церемонии MTV, другие же, расплевавшись, обзывали поделку Хесса «дешевой халтурой, эксплуатирующие низменные потребности публики». Как бы там ни было, в мировом прокате «Наполеон Динамит» заработал 46 с лишним миллионов, что позволило Хессу продолжить свои опыты с деревенскими дурачками в столь же тупой, но куда менее успешной комедии «Суперначо» с участием Джека Блэка.
Когда австралиец Джордж Миллер выпустил на родине свой первый фильм «Безумный Макс», мало кто верил в шансы дешевого постапокалиптического боевика. Бюджет фильма составил, по некоторым оценкам, порядка 400 тыс. долл., что для жанра — просто тьфу, а не деньги. Все актеры, включая некоего Мела Гибсона, работали чуть ли не за еду, а реквизит, костюмы, тачки и оружие создатели безыскусно «арендовали» у местных копов. Но энтузиазм и драйв постановки местные зрители оценили. Что позволило Миллеру продать (за сущие копейки) права на прокат «Безумного Макса» в Америке, где иностранный фантастический экшн неожиданно взлетел на вершины чартов и принес невероятные 100 миллионов выручки. Гибсон в мгновение ока стал международной звездой, а Миллер всерьез задумался над продолжением, которое, к слову, вышло даже лучше оригинала.
Но лучшими по соотношению затрат к прибылям и по сей день считаются фильмы ужасов. Например, знаменитая «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, созданная за смешные 114 тысяч долларов. Половину денег обеспечили спонсоры-добровольцы, и благодаря своей невиданной щедрости заполучили небольшие роли в массовке. Да что там, антураж в виде «человеческих» кишок поставлял для картины местный мясник, в то время как все спецэффекты картины — это кошмарный в буквальном и переносном значении грим.
Ромеро, сам того не ведая (первоначально сценарий вообще был комедийным), создал новое направление в жанре. Даже термина «зомби» на момент выхода ленты еще не существовало. Небольшой социальный подтекст, интригующая атмосфера и кровавость сделали кассу в размере 42 миллионов долларов.
Родоначальник целой ветки зомбятников в творчестве самого Ромеро, а также десятков (если не сотен) аналогичных фильмов сегодня по праву считается культовым произведением и смело входит в десятку самых кассовых малобюджетных лент.
Аналогичная ситуация сложилась и с шедевральным жутиком Джона Карпентера «Хэллоуин». 20 дней и 325 тысяч долларов понадобилось режиссеру, чтобы воплотить на экране похождения одного из самых страшных маньяков-убийц в истории кино. Из-за ограниченности в средствах Карпентер совмещал должности постановщика, сценариста и композитора. Благодаря харизматичному герою в маске (и черт с ним, что маньяк), участию Джейми Ли Кертис (дочери легенды Голливуда Тони Кертиса) и леденящей кровь музыке, «Хэллоуин» без труда возглавил прокатные списки. В итоге лента заработала своим авторам около 70 миллионов, то бишь затраты окупились почти в 200 раз. Ни один из сиквелов, а их было наделано семь штук, не считая ремейка Роба Зомби в 2007-м, не смог повторить успех оригинала, но франшиза про Майкла Майерса официально считается самой долгоиграющей и кассовой среди конкурентов по жанру.
Но — не ужастиками едиными. Вспомним, с чего начинал свою карьеру известный американский комедиограф Кевин Смит. Его черно-белый дебют «Клерки» обошелся начинающему постановщику в ничтожные 27 575 долларов. Понятное дело, ничтожные для «Фабрики грез», а Кевину пришлось влезть в долги, продать часть бесценной коллекции комиксов и отдать всю страховку за утопшую машину. Слава Богу, для съемок будней двух дуралеев-продавцов большего и не потребовалось, учитывая, что все главные актеры были товарищами Смита. Смелый, местами пошлый, местами феерически смешной фильм задал новую тональность в жанре, за что зрители вознаградили авторов кучей проданных билетов на 3 с лишним миллиона. Соотношение затрат к прибылям существенное, но главное, что Смит пробился наверх, где, правда, окромя тех же «Клерков» и более поздней «Догмы», ничего стоящего не снял. Зато в число рекордсменов вошел.
Бывает, что и простеньким мелодрамам удается устроить фурор в прокате. Канадка греческого происхождения Ниа Вардалос прозябала бы в телесериалах средней руки, если бы ей не удалось уговорить супружескую чету, Тома Хэнкса и Риту Уилсон, проспонсировать ее сценарий. Почти автобиографическая романтическая комедия «Моя большая греческая свадьба» о скромной греческой девушке в поисках женского счастья внезапно стала кинохитом года, заняв по итогам 2002-го пятое место в списке самых кассовых лент с результатом 368 млн долл. При этом обошлась картина своим авторам всего в 5 миллионов. Своеобразный юмор, построенный на разнице мировоззрений и традиций, пришелся по вкусу объевшейся местечковыми комедиями публике, а сама актриса, хоть и не сделала сногсшибательную карьеру, до сих пор продолжает работать в Голливуде. Ее перу, кстати, принадлежит недавний фильм с участием все того же Хэнкса — «Ларри Краун».
И все же самым успешным с финансовой точки зрения (если не учитывать инфляцию) стал фильм ужасов. Речь, разумеется, о нашумевшем хорроре 2007 года «Паранормальное явление». Ужастик, на съемки которого было затрачено 10 тысяч долларов, был склепан за неделю. Итоговые сборы в миры немного не добрались до 200 миллионов. Лента произвела эффект разорвавшейся бомбы, обойдя на крутом повороте такие ангажированные фильмы, как «Хранители» Зака Снайдера и «Джонни Д.». Своему невероятному успеху фильм Орена Пели обязан, в первую очередь, модной технике псевдодокументального кино, благодаря которой зрителю проще ассоциировать себя с киногероями. Сарафанное радио быстро разнесло новость о том, что фильм жутко страшный, а зрители, уставшие от шаблонных пугалок, толпами валили в кинотеатры на сеансы совместного выделения адреналина.
Разумеется, это далеко не полный список лент, в разное время заработавших миллионы на скромных вложениях. Однако будем откровенны, такие «выигрыши в лотерею» случаются довольно редко. Как и в любом деле, в кинобизнесе новички чаще терпят неудачи на старте, нежели срывают банк.