От Капитана Очевидность до эпик фейла: что таят значения интернет-сленга?
Русский интернет давно уже стал взрослым: еще шесть лет назад он мог бы получить паспорт в России, а в следующем году ему можно будет легально покупать алкоголь в США. Но определение «взрослый» можно применить не только к возрасту привычной доменной зоны .ru (а ведь уже существует и кириллический домен .рф), но и к возрасту обитателей, а также к немалому объему аудитории русскоязычной части Сети.
Несмотря на то, что я закономерно употребляю прилагательное «русскоязычной», сложности перевода, связанного с трактовкой значений пользователями интернет-пространства, никто не отменял. Ведь за годы существования этого технического, социального и культурного явления накопилось столько малопонятных, на первый взгляд, сочетаний символов, что даже старожилы Сети не всегда могут понять друг друга: разница в направленности, интересах, идеях интернет-сообществ настолько высока, что многие из них обрастают собственным, неизвестным непосвященным сленгом. Внутренняя терминология любителей интернет-игр ровно так же непонятна обитательницам форумов, посвященных рукоделию, как и быстрый, ловкий, словно стежки мастерицы, сленг вышивальщиц — тем же любителям виртуальных сражений.
Но существует и общераспространенный сленг — обычно он мало связан со спецификой отдельных тематических сообществ (хотя ряд его элементов вполне успешно зародился в специфических комьюнити и лишь позже стал повсеместно употребляем). Такой сленг относится, как правило, к эмоциям и явлениям, с которыми может столкнуться любой интернет-пользователь, независимо от места обитания и характера увлечений. Происхождение таких слов и выражений может быть различным — чаще всего это кальки с английского (Капитан Очевидность, кстати, одобряет кальки — они дают возможность не создавать новые единицы языка, а сослаться на уже существующие), но бывают и необычные решения на основе русского языка.
Сравнение с Капитаном Очевидность, казалось бы, в меру безобидно — ведь герой, спасающий мир (а именно этим занимаются отважные персонажи комиксов, чьи псевдонимы включают обращение «Капитан»), всегда находится на светлой стороне Силы. Другое дело, что наш Капитан (сокращённо КО) раз за разом, устами участников бурных интернет-дискуссий, спасает Галактику, изрекая банальные и не несущие какой-либо внятной смысловой нагрузки в контексте дискуссии тезисы. Каждый из которых может быть неоспорим сам по себе, но не является плодом мысли или опыта комментатора, не развивает тему, а лишь способствует энтропии Вселенной. Происхождения кэп нерусского, Captain Obvious прибыл к нам с миссией из зарубежного Интернета, да так и прижился.
Еще один прижившийся сетевой персонаж — интернет-тролль. Troll как персонаж легенд — явление скандинавское, а интернет-троллинг — беда повсеместная. Собеседник, провоцирующий вас на явное проявление негативных чувств, подначивающий и задирающий, явно рассчитывающий на отличающуюся повышенной эмоциональностью реакцию, с большой вероятностью занимается троллингом.
О троллинге в Интернете (а явление это, в первую очередь, сетевое, хотя во многом и вышедшее за пределы) и о том, как ему противостоять, написано немало. Известный совет «Не кормите тролля» — не реагируйте остро и не продолжайте бессмысленные споры — дважды действенен: и в качестве способа избежать лишней траты времени и эмоций на действительно троллящего собеседника, и как способ избежать навешивания ярлыков на человека, который просто не согласен с твоим мнением. Да, с нами не все могут соглашаться, мы, страшно сказать, в целом можем не всем нравиться. Лишь несогласие или критика не делают человека троллем — он может обладать иной, чем представлена нами, информацией, общей картиной мира или просто быть неважно воспитан или болезненно привязан к какой-либо одной, нечаянно затронутой вами теме. Большинство интернет-ресурсов сейчас не анонимны, у нас всегда есть возможность изучить историю публикаций или комментариев пользователя — это дает возможность увидеть его (как минимум — его виртуальное «эго») в более объективном свете.
Троллинг — одно из наиболее масштабных и любопытных интернет-явлений. С ним связано немало нишевых слов и выражений. Например, «это так толсто, что даже тонко» будет означать то, что провокация столь явная, что ее, в силу вопиющей очевидности, могут и не принять за провокацию, а сочтут за искреннее заблуждение и заботливо кинутся кормить ее автора.
Красивое слово «эльфинг» повсеместного распространения не получило. Во многих легендах эльфы — существа прекрасные, но часто лукавые и весьма опасные. Вежливость, позитивное отношение, полное согласие с мнением собеседника, бесконечные комплименты любым, даже самым нелепым и негативным проявлениям оппонента — вот отличительная особенность эльфинга. В гомеопатических пропорциях подобная позиция всегда поможет уйти от ненужной брани в Интернете, да и отсечет любого тролля. В объемных дозах эльфинг может быть виртуально смертелен — как и любые хвалы попусту. И тут даже толстокожий самовлюбленный персонаж потеряет самообладание от избытка неуместных, часто странных комплиментов и повышенного интереса к своей персоне.
Этот псто все больше превращается в описание сказочного мира. Впрочем, виртуальный и сказочные миры, на мой взгляд, всегда находились где-то по соседству. Кстати, в слове «псто» я не совершила опечатки — вернее, опечатка в нем совершена, но она совершена давно и стала уже каноничной. Сейчас так можно назвать почти любую запись в Интернете. Первое появление слова «псто» (в его нынешнем значении) случилось в середине 2000-х в живом журнале — автор одного из дневников создала запись, включив в ее заголовок слово «пост». Запись была эмоциональная, бурно обсуждалась в тогда еще совсем уютной жежешечке, но в название вкралась опечатка. Да так и осталась, принятая пользователями — слово получилось уютное и ироничное одновременно, в редком для русского языка среднем роде. Вариации «птсо» и «поцт» также используются для обозначения записей в Интернете, но они все же не так распространены, как наш «псто».
Как и любая, давно существующая, обладающая уже не одним культурным слоем местность, Интернет полон мемов — отдельных, но часто связанных между собой единиц памяти огромного интернет-сообщества. Как таковой, этот термин не относится исключительно к Интернету, но если раньше о нем знали лишь специалисты, то теперь, благодаря в основном смешным, часто иллюстрированным интернет-мемам, слово получило широкую известность. Общеизвестные мемы («погладь кота!») и мемы, существующие внутри определенных сообществ («а что, если меня специально откармливают?»), мемы, которые живут несколько месяцев («Ты кто такой? Давай, до свидания!»), и те, что известны годами, а то и десятилетиями («мне двадцать, и я бородат»), визуальные, текстовые и даже состоящие из набора звуков («тро-ло-ло») — они отражают явления, идеи, даже страхи и сомнения интернет-пользователей. Как и многие единичные символы, большинство мемов имеет ценность в общем контексте, часто — в сочетании с другими подобными единицами. Это тот случай, когда целое явно больше (и осмысленней), чем просто сумма его частей.
Эпик фейлом было бы сейчас сообщить, что я успела рассказать хоть об одном проценте занимательных слов и явлений, которыми полон Рунет. Бодрое слово «зафейлить», кстати, означает совершение непоправимой ошибки, приведшей, возможно, к обесцениванию и напрасности всех остальных трудов. Потому — цикл в том или ином виде будет продолжен, да минуют всех фейлы!