ГЛАВНАЯ / БИБЛИОТЕКА / Я РУССКИЙ /

Особенности функционирования цветовой лексики в художественном произведении

Цвет всегда воспринимается человеком как составляющая картины мира. Поэтому писатель, создающий воображаемую действительность, использует те же средства, с помощью которых он сам познает действительность подлинную. Цвет окружает нас повсюду, поэтому цветообозначения являются мощным средством создания поэтической картины мира.
В художественном тексте цвет может создавать, в одном случае, внешний образ, где цвет «импрессионистичен» - выражает либо общепринятую цветовую характеристику предмета, либо авторское видение этой характеристики, при этом лексема имеет немотивированное значение. В другом случае цвет раскрывает смысл образа и содержит в своей основе уже мотивированное значение.
Определяя внешний облик предмета в сознании читателя, цветовая лексема «различает» данный предмет среди других предметов, определяя же внутреннюю суть, «характеризует» его качество в ряду подобных предметов.
Таким образом, общетеоретически можно выделить две основных функции цвета в художественном произведении:
- различительная;
- характеризующая.
Естественно охватить все явления действительности, имеющие цветовые характеристики, невозможно, поэтому следует выделять наиболее частотные тематические группы.
Таким образом, можно подразделить каждую из этих функций на их составляющие:
1. Различительная, или описательная, функция:
-описания природы,
-описания интерьера,
-описания внешнего вида человека,
-описания артефактов.
2. Характеризующая функция:
-характеристика действительности,
-характеристика состояния человека.
Следует отметить, что тематическая характеристика очень условна и является вспомогательной.
Рассмотрим, какие функции выполняет цветовая лексика в художественном произведении и какие тематические группы в нем присутствуют. Для этой цели были проанализированы романы В. В. Набокова «Король, дама, валет», «Лолита», автобиографический роман «Другие берега» и некоторые из его рассказов («Письмо в Россию», «Посещение музея» и др.)
Описательная функция:
описания природы:
Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром… («Рождество»)
Я говорю о тех ночах, когда Толстой творил, я говорю о чуде, об урагане образов, летящих по черным небесам в час созиданья, в час воплощенья… («Толстой»)
описания интерьера:
Да и вообще вся комната несомненно похорошела. На столе в синей вазе с одним продолговатым бликом розовели три георгины («Король, дама, валет»)
Мелькнули серебряные шары и ястребиное чучело в саду местного лавочника («Обида»)
-описания внешнего вида человека:
Я проинтервьюировал нескольких унылых стариков и двух длинноволосых, розово-русых, невероятно грязных нимфеточек («Лолита»).
Он остановился; дыша и улыбаясь, снял выпуклую решетку с мокрого розового лица («Лебеда»)
Рядом с Путей нагнулась Таня и с необыкновенно внимательным выражением на бледном лице, полуоткрыв фиолетовые блестящие губы, обшаривала кустик («Обида»)
-описания артефактов:
Прокатывает автомобиль на столбах мокрого блеска – сам черный, с желтой полоской под окнами («Письмо В Россию»)
Характеризующая функция:
характеристика действительности:
Все было как полагается: серый цвет, сон вещества, обеспредметившаяся предметность («Посещение музея»)
Каким-то образом все в этот день складывалось так удачно. Так сине и зелено («Лолита»)
характеристика состояния человека.
Венгр, совершенно желтый после бессонной ночи («Дар»)
Рассмотрим подробнее «работу» цвета-характеристики в произведении:
Уже говорилось выше, что психологическое восприятие цвета позволяет использовать цветопись в качестве одного из самых сильных языковых средств скрытого воздействия: любой оттенок одного цвета может изменить «нагрузку» символа и сделать его позитивным или негативным: «Когда проходит она под красным огоньком, который висит слева, над пожарным сигналом, одна тугая черная доля зонтика багровеет» («Письмо в Россию»). Один из самых ярких примеров градации цветовых оттенков как приема отражения внутренного мира героя – рассказ «Посещение музея», в котором героя, занятого делами, Набоков описывает с помощью исключительно красного цвета: «Ладно, - сказал он. - Вот возьмите карандаш и красным, красным концом запишите мне это», «Когда мы приблизились к музею, то увидели, что перед ним стоит красный автокар – пустой». Но в герое просыпается тревога, ностальгия по старой России, которой уже нет: и к красному примешивается синий – цвет тоски в большинстве случаев у Набокова – и рождается лиловый: «Как странно горели лиловые сигнальные огни во мраке за веером мокрых рельсов, как сжималось мое бедное сердце...», а красный переходит в бурый, меняя свою символику от цвета страсти, энергии к цвету тревоги, дурного предзнаменования: «Что-то меня кольнуло в сердце и уже с новым, беспокойным любопытством я взглянул на мостовую, на белый ее покров, по которому тянулись черные линии, на бурое небо…».
Таким образом, можно сделать вывод, что цвет в художественном произведении выполняет две принципиально различные функции. Цвет-описание является частью неповторимой поэтики произведения, цвет-характеристика служит как средство раскрытия образа, а следовательно идеи произведения.


Автор: Климентьева Ю. С.
08:39 20.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Познавательное

Твердые и жидкие бытовые отходы: как правильно ути

Наверное, каждому сознательному человеку понятно, как необходима периодическая утилизация мусора. То...

Заработок на сайте

1. Заработок на размещении рекламы на своем сайте.Для небольших сайтов, при поиске рекламодателей пр...

Выбираем сноуборд под себя

Чтобы правильно выбрать сноуборд, необходимо решить для себя, как и где вы собираетесь кататься. Фри...

Как найти общий язык со всеми знаками зодиака? Сов

Требовательные собственники, Раки могут быть мягкими, любезными и… очень капризными. Их повед...

«Хранители» Зака Снайдера: сверхчеловеческие, слиш

У нас почему-то бытует мнение, что комиксы забава инфантильная и несерьезная. Существует по крайней ...

Где можно скачать советник рожновского бесплатно

Советники рожновского - одни из самых современных и эффективных торговых роботов для финансовой бирж...

Космизм: мироощущение, философия или религия?

Нередко космизм сводят к какой-то одной идее, понимают под космизмом особое миросозерцание или толку...

Исландский бородач, которого полюбил весь мир

Анар Гуннарссон стал символом Исландии. Команды, которая даже не мечтала выйти в плэй-офф чемпионата...

Обзор фильма «Поводырь»

В основном на украинском в кинотеатр идут из-за того, что оно украинское . После неважной "Штольни" ...

Невский проспект: каковы першпективы? Начало

Большая Першпектива — это и было прежнее название Невского проспекта. Он весь &mdash...



О портале:

Наш интернет портал разработан для посетителей, стремящихся непрерывно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных текстов делает наш веб-сайт удобным для чтения.

Занимательная и познавательная информация, которая сосредоточена на нашем ресурсе дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.